Клиентов банков рассортируют по цветам
Вместо черного списка — черная метка. Бизнес скептически отнесся к идее Центробанка самостоятельно оценивать надежность компаний-клиентов кредитных организаций. Ранее регулятор представил платформу «Знай своего клиента», с помощью которой намерен поделить потребителей банковских услуг на три категории с разной степенью надзора. По замыслу ЦБ, система должна облегчить взаимодействие кредитных организаций и их клиентов. Так ли это?
ЦБ хочет «раскрасить» бизнес в цвета светофора: компании из «зеленой зоны» — благонадежные, повышенного внимания не требуют. Операции юрлиц из «желтой зоны» стоит проверить постфактум, а вот фирмы из «красной зоны» надо отслеживать в режиме онлайн. Критериев оценки около сотни, среди них — участие компаний в сомнительных операциях и налоговые и репутационные риски. Но присутствуют и засекреченные признаки, о которых почти никто не знает.
В случае с новой платформой Центробанк уверяет, что в «красную» и «желтую» зоны попадут не более 2% всех клиентов банков. Однако председатель совета Торгово-промышленной палаты по финансовой политике Владимир Гамза в этом сомневается: «Они, может быть, дают такие оценки только для того, чтобы не пугать народ. У многих предприятий, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, достаточно много проблем, среди которых долги, очень низкая капитализация, и не понятно, кто у них бенефициары. Я думаю, что в районе 15-20% компаний при первой оценке окажется в „красной“ и „желтой“ зонах».
Источник: «Коммерсант»