В Китае рассказали о разочаровании капитализмом
Неофициальный портал КПК Global Times выступил со статьёй «Капитализм теряет привлекательность для китайцев»
Недавно, казалось, забрезжил свет в конце затянувшейся торговой войны между Китаем и Соединёнными Штатами. Президент США Дональд Трамп сообщил о достижении согласия по первой фазе торговой сделки с КНР и о замораживании очередного пакета санкций. Однако официальных решений по итогам переговоров не принято, а китайская пресса заговорила о кризисе капитализма в США. Что в который раз оживило дискуссию о характере экономики и политического строя в самой КНР. В этом попробовало разобраться Накануне. RU — в нашем спецпроекте «Социализм с китайским лицом».
Неофициальный портал КПК Global Times выступил со статьёй «Капитализм теряет привлекательность для китайцев».
«Давайте посмотрим на другие капиталистические страны по всему миру: Индия, чье положение было похоже на ситуацию в Китае десятилетия назад, отставала от Китая в развитии. Большинство развивающихся стран мира приняли политическую систему капитализма, но лишь немногие достигли быстрого развития и хорошего управления, у большинства из них низкая производительность, а некоторые даже впали в хаос», — сказано в публикации.
Global Times отмечает, что мы живем в высоко идеологическом мире, где политическая система — это базовая структура, разработанная каждой страной, причём конкуренция между государствами высвечивает отрицание политических систем друг друга как средство борьбы.
Кстати, за последние несколько десятилетий и высокая степень открытости Китая расширилась до идеологического поля: древняя цивилизация, активно изучая мир, неуклонно шла по пути социализма с китайскими характеристиками. Благодаря проводимой политике Китаю удалось исследовать капитализм во всех его формах и наблюдать его различные проблемы. Тем временем США и другие западные страны, как считают в КНР, были вне связи с реальностью, слепо веря в «конец истории» и демонизируя Китай политически.
Для страны важнее всего, пожалуй, ее способность к реформе. Ни одна система управления не является идеальной, постоянные реформы с течением времени оказываются гарантией прогресса. Но с точки зрения потенциала реформ западные страны далеки от идеала.
В Китае собственную модель называют социалистической рыночной экономикой, то есть рыночной экономикой, интегрированной в основу социалистического общественного строя и воплощающей природу социализма. Рынок тут играет решающую роль в распределении ресурсов, но под макрорегулированием социалистической системы.
Такая модель позволяет:
в сфере экономической деятельности следовать закону стоимости;
адаптироваться к изменениям в соотношении стоимости и предложения;
посредством рычага цен и метода конкуренции распределять ресурсы между наиболее эффективными звеньями;
использовать рынок для реагирования на экономические сигналы.
Когда говорят о реформах Дэн Сяопина, зачастую вспоминают лишь его слова о том, что неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей. Таким образом архитектор китайских реформ предстаёт едва ли не беспринципным политиком и реставратором капитализма. В действительности ситуация гораздо сложнее. Дэн Сяопин отмечал, что «спасти Китай может только социализм, это непоколебимый вывод из борьбы китайского народа, начиная с движения 4 мая [1919 г.]», и что «социалистическая революция значительно сократила разрыв между нами и развитыми капиталистическими странами».
Ядро социалистической системы лежит в общественной собственности на средства производства, а сочетание социализма и рыночной экономики на самом деле является проблемой сочетания общественной собственности и рыночной экономики. В КНР придерживание основного статуса государственной собственности является фундаментальной гарантией направления социализма. Тот, кто владеет средствами производства, может контролировать производителя. Если государственная собственность ослаблена в теории, а главенствующая роль общественной собственности не соблюдается на практике, то и социализм станет пустым разговором.
Нынешний председатель КНР Си Цзиньпин на 18-м съезде партии развил эту идею, по его словам, «невидимая рука рынка не является рукой Бога», а рынок, хотя и играет решающую роль в распределении ресурсов, тем не менее, не играет полной роли.
Во-первых, рынок не может преодолеть стихийность регулирования.
Во-вторых, заботясь о рентабельности, он не заботится об общественно значимых вещах, таких как общественный порядок или экология.
В-третьих, рынок не может сбалансировать эффективность и справедливость. Свободная конкуренция в итоге превращается в собственную противоположность — монополию.
Си Цзиньпин пришёл к выводу, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» правительства, в задачи которого входит поддержание макроэкономической стабильности, укрепление и оптимизация государственных услуг, обеспечение добросовестной конкуренции.
Тем не менее, эксперты до сих пор расходятся во мнении, можно ли считать такую модель собственно социалистической или капиталистической. Исследователь экономической политики государств, автор книги «Почему Россия не Америка», член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА Андрей Паршев считает, что речь в Китае всё же идёт о социализме.
«Говорят, что там уже капитализм заменил всё что можно, но это не так. Это контролируемый капитализм. И это та модель социализма, которую наше руководство искало, очень хотело найти, но ему не удалось. А ведь это было с самого начала советской власти у нас в стране», — отметил он в беседе с Накануне. RU.
Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов придерживается другого мнения, ведь термин «социалистическая рыночная экономика» никак не описывает реальных процессов.
«КНР — давно страна явного капитализма, а сам капитализм — это не пиджак, хочешь — наденешь, а хочешь — снимешь, а нечто глубинное, на чем строится мир с кризиса 14 века. Применение же этого термина сейчас указывает на то, что китайское государство сдвигается к более социальной политике, которую хочет видеть принятой и воспеваемой обществом как социализм. А какое слово может быть более приятным, чем слово „социализм“? Никакое. В этом термине, таким образом, заложен и запрос власти к народу на лояльность. После кризиса 1929—1933 гг. это периодически возвращающаяся норма. Массовый спрос надо создавать, и это под силу лишь государству», — отмечает эксперт.
В любом случае, как напомнил Андрей Паршев, текущая ситуация в мире представляет собой развитие «большой сделки» семидесятых годов. Тогда американцы согласились считать Китай относительно дружественной страной, и что самое главное, открыли свой рынок для китайской продукции. И не очень боялись этого, потому что экономически Китай того времени не представлял угрозы для Соединённых Штатов. Собственно, интерес США был в изоляции Советского Союза. Интерес Китая был в развитии в условиях ссоры с СССР. И последствия этой «большой сделки» мы видим и сейчас, когда Китай уже стал первой экономической державой мира.
«Китай — первая экономическая держава и Соединённые Штаты держатся лишь за счёт того, что у них влиятельная финансовая система, но не производство. В настоящее время эта «большая сделка» себя исчерпала, так как оказалось, что она негативно повлияла на экономику США. Это привело к деиндустриализации. Ввиду низких издержек производства в Китае и Азии вообще производства переходили туда», — отмечает Андрей Паршев.
В настоящее время мы видим в США реакцию своих производителей. Трамп выражает интересы промышленного капитала и рабочего класса США. При этом Китай раньше внешне особо не педалировал своё социалистическое устройство, а сейчас, предполагает эксперт, видимо, произойдёт если не разрыв, то сильное изменение этой «большой сделки», когда Соединённые Штаты перейдут на протекционистские рельсы.
Критикуя капитализм в США, Китай обозначает борьбу двух систем и готовится снова меняться сам вслед за изменениями в мире.
Источник: Накануне.RU
Источник фото: Накануне.RU