Новая экономическая политика: в чём сходство РСФСР 1920-го и РФ  2020-го - Партия Дела
Присоединиться

Недавно премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что в 2019 году федеральный бюджет был не исполнен в расходной части более чем на 1 трлн руб
«Это недопустимо много. Уже заканчивается февраль, а сколько денег реально потрачено? Примерно это 10%, и, если смотреть по нацпроектам — примерно 12,2%» — возмутился он

Такая реакция нового главы Правительства вызывает лишь ироническое удивление. Когда меня просят проанализировать существующую экономическую ситуацию, я вспоминаю конец 20-х годов прошлого века. А точнее, провозглашённую тогда новую экономическую политику (НЭП). Он умер очень просто: из частного бизнеса стали занимать для государственных структур всё больше и больше средства, чтобы поддерживать госсектор.

Сама предпринимательская деятельность становилась нерентабельной. Сейчас происходит то же самое. Так проще управлять: контролировать крупные госкорпорации, реализовывать крупные инфраструктурные проекты. Но никто не говорит о том, что большинство из них нерентабельны, у них накладные расходы иногда достигают тысячи процентов. И для того, чтобы закрывать дыры, которые образуются в результате этой неэффективной работы, требуются новые ресурсы. Сейчас идёт речь о том, чтобы списать долги ОПК в миллиарды рублей. Но ведь их неэффективная деятельность от этого не изменится.

И на фоне того, что большую часть рынка занимают такие бесполезные в большинстве своём гиганты, звучит постоянная мантра о том, что нам необходимо увеличить приток инвестиций в экономику. В 2019-м году инвестиции в основной капитал относительно ВВП (сравнение с валовым продуктом — самый надёжный показатель) не выросли. Окончательных прогнозов пока нет, но у меня есть подозрение, что в этом году они даже упадут. Таким образом задача, поставленная президентом, чтобы в 2024-м году инвестиции были 25% от ВВП, вряд ли выполнима, если учесть, что сегодня они составляют 17%. Также у нас большая проблема со структурой инвестиций — если во всём мире 2/3 инвестиций — это финансового рынка, 25% — собственные средства, 10% — государства, то у нас наоборот: 2/3 — собственные средства плюс инвестиции государства, только четверть — финансового рынка.

Но говоря о бюджетных инвестициях нужно понимать, что это — те самые налоги, которые государство собирает с граждан. И собирает нещадно. Да, можно для каких-то крупных значимых проектов брать деньги у населения, но на рыночной основе — даже в сталинские времена это были облигации, по которым потом производились выплаты, пусть по ним и менялись проценты. А сейчас через непрозрачный фискальный механизм изымается огромное количество ресурсов (триллион рублей за прошлый год), которые, к тому же, не расходуются. К чему накопленные валютные резервы? Резервы Правительства? Изымают и не используют — это замкнутый круг какой-то.

Его нужно разорвать. Единственная возможность — увеличение производства добавленной стоимости. Как аналитик был приятно удивлен тем, что этот вопрос наконец-то был поднят — в колонке политика, совладельца комбайнового завода «Ростсельмаш» Константина Бабкина «Нашей стране нужен Новый курс!»

Промышленник, который, казалось бы, денно и нощно должен думать о прибыли, системно излагает философию развития российской цивилизации и обосновывает, почему в основе всего лежит экономика. Этот стержень он называет Разумной промышленной политикой:

«Именно развитие несырьевого производства даст возможность нарастить пирог общественных благ, откроет тысячи дорог для молодых людей, даст возможность проявлять таланты как в технической, так и в гуманитарной сферах. Развитие промышленности и сельского хозяйства даст толчок развитию торговли, банковского сектора, транспорта и прочих сфер экономики. В казну обильно хлынут новые поступления, обеспечивая расцвет здравоохранения и образования, повышение пенсий и социальных гарантий. Начнется стабильный рост реальных доходов граждан, зарплат».

В основе этой экономической модели он видит три составляющие: стимулирующую налоговую политику (снижение налогов на невысокие зарплаты, возврат инвестльготы по налогу на прибыль, обратный «налоговый манёвр», который приведёт к снижению цен на энергоносители и прочее сырьё); разумный протекционизм (регулирование доступа на внутренний рынок и борьбу за равные условия доступа на рынки других стран) и мягкую денежно-кредитную политику (диверсификация банковской системы, дешёвые кредиты для инвесторов и потребителей).

На мой взгляд, целесообразно было бы дополнительно рассмотреть следующие важные вопросы социально-экономического развития страны:

федерализм как система эффективного и справедливого социально-экономического пространственного развития России, построение региональных и межрегиональных развитых промышленных и финансовых систем;
равноправный доступ всех российских граждан ко всем национальным благам: инфраструктуре, образованию, здравоохранению и природным ресурсам (все полезные ископаемые являются национальным богатством, а коммерческими организациями может осуществляться лишь их добыча, транспортировка и переработка на основе контракта с государством);
равная ответственность государства, бизнеса и граждан перед законом и друг перед другом, возврат государством гражданам всех накопившихся долгов посредством передачи акций Национального фонда государственного имущества, проведение безусловной экономической уголовно-правовой и налоговой амнистии для всех граждан;
ответственное участие Банка России инструментами денежно-кредитной политики в реализации стратегических национальных программ социально-экономического развития страны.

Думаю, реализация такой комплексной программы позволит нам возродить реальный сектор экономики и, как следствие, увеличить производство добавленной стоимости. Ну, а без этого тот самый порочный круг выкачивания впустую ресурсов не только из недр, но и из людей разорвать не удастся.

Источник: ИА «АВРОРА»

Источник фото: пресс-служба ПАРТИИ ДЕЛА

Следующая новость
Экспертное мнение Алексея Лапушкина об экономических последствиях коронавируса