Антикризисный пакет от предпринимательского сообщества. Как и когда государство может помочь бизнесу?
Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА Владимир Гамза прокомментировал предложения организация малого и среднего предпринимательства «Новой формации»
На совещании с вице-премьерами 30 марта 2020 года глава правительства Михаил Мишустин назвал наиболее пострадавшие от пандемии отрасли. Это транспорт, спорт, туризм и гостиничный бизнес, общепит, сфера бытовых услуг, образовательные и культурно-досуговые организации. Для некоторых отраслей правительство уже ввело налоговые послабления и другие меры поддержки. Достаточно ли этой помощи, чтобы сохранить малый и средний бизнес в России и обеспечить функционирование экономики?
Межрегиональная общественная организация малого и среднего предпринимательства «Новая формация» ведет системный мониторинг изменений социально-экономической ситуации в стране. По результатам председателю правительства Михаилу Мишустину был направлен перечень мер поддержки, в которых нуждается малый и средний бизнес сегодня:
— снижение до «0» обязательных социальных страховых взносов на заработную плату работников на период до 30.09.2020 г.;
— введение универсального механизма (с использованием положений статьи 451 ГК РФ), который позволит уменьшить арендную плату за имущество, используемое в предпринимательской деятельности, пропорционально снижению доходов от такой деятельности. Речь идет о снижении арендной платы не только в отношении государственного имущества, но и в отношении муниципального и частного имущества;
— освобождение до конца сентября 2020 года от уплаты имущественных налогов (налог на имущество организаций и налог на имущество граждан) представителей малого и среднего бизнеса, а также тех, чьим основным видом деятельности является сдача коммерческого имущества в аренду;
— полное субсидирование процентных платежей для малого и среднего бизнеса по кредитам, до конца сентября 2020 года, за счет региональных бюджетов.
Президент «Новой формации» Юрий Айрапетян рассказал, почему общественная организация продвигает свой антикризисный пакет для поддержки бизнеса. «Меры, которые направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, оговорены во многих поручениях правительства. Но это скорее полумеры, чем полноценные механизмы. Например, для малых предприятий ввели отсрочку страховых платежей, на три месяца. Это означает, что предприниматель освобождается от уплаты взносов на протяжении трех месяцев, но по истечении этого срока должен заплатить общую сумму за весь период….а где ее взять, если на протяжении этих трех месяцев он не может полноценно вести свою деятельность…очевидно, что доходы за четвертый месяц не увеличатся сразу в три раза и не обеспечат такой отсроченный платеж. Поэтому отсрочка даже психологически не воспринимается как мера поддержки. Это полумера, некий кредит. Более того, такая отсрочка приведет к банкротству бизнеса в момент уплаты отсроченной суммы», — рассказал Айрапетян.
С другой стороны, «Новая формация» положительно оценивает снижение страховых взносов для малых и средних предприятий с 30 до 15%. «Однако мы выступаем за полную отмену страховых и налоговых платежей на ближайшее время, — заявил президент организации. — При этом наши предложения на данном этапе направлены исключительно на снижение «фиксированных» платежей, которые бизнес вынужден платить вне зависимости от наличия доходов и объемов реализации».
Правительство временно освободило малые предприятия от платы, которую они отдают за аренду государственного и муниципального имущества, но это тоже полумера, по мнению Айрапетяна. «Малые компании часто арендуют имущество не у государства, а у других частных предприятий. Поэтому мы предложили снизить арендную плату пропорционально доходам арендаторов», — пояснил общественник.
«Конечно, послаблениями для бизнеса захотят воспользоваться и недобросовестные предприниматели. Но мы рассчитываем, что большинство бизнесменов в России осознают свою ответственность. Наша организация понимает, какие меры точно необходимы, а что окажется лишним: наши предложения более конструктивны, чем общие фразы о поддержке бизнеса, потому что у нас есть четкое обоснование для каждого механизма. Мы изучаем изменения бизнес-среды, отслеживаем развитие ситуации в рамках отраслевых и региональных фокус-групп. Разработанный и представленный нами «антикризисный план» является результатом анализа развития ситуации и прогноза негативных последствий на данном этапе экономического спада, однако чем дольше будут длиться ограничительные меры, тем больше поддержки потребуется бизнесу и населению. В настоящее время мы разрабатываем ряд мер, направленных на поддержание потребительской способности населения и обеспечение продовольственной безопасности», — рассказал Айрапетян.
Пока правительство думает, как еще помочь бизнесу, компании несут серьезные убытки. По словам Айрапетяна, представители отрасли общественного питания (по ним кризис ударил сильнее всего) нуждаются в немедленной помощи, потому что теряют выручку, некоторые — до 60%. И это становится глобальной проблемой.
В некоторых европейских странах, например в Германии, Испании и Италии, правительство решило субсидировать порядка 80% заработной платы работникам отраслей, которые наиболее пострадали от вируса. Однако в России такой механизм вряд ли будет работать, уверен Юрий Айрапетян. «Сравнивать Россию с Италией Германией не совсем корректно, — сказал президент «Новой формации». — К тому же механизмы поддержки должны быть выгодны как бизнесу, так и государству. Хороший пример такого механизма — повышение «налога на богатых». Однако любое предложение со стороны власти нужно обязательно обсуждать с предпринимателями. Пока это главная проблема: между властью и бизнесом нет реального диалога. Поэтому правительство должно прежде всего собрать и выслушать все бизнес-сообщества, узнать, что предлагают делать предприниматели».
Экономист, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА Владимир Гамза прокомментировал предложения «Новой формации»:
— Меры, которые приняло правительство — это ситуативные решения в ожидании, что экономика за месяц-два выправится, коронавирус умрет, нефть вырастет в цене. При этом совершенно очевидно, что мы входим в кризис. Поддержку нужно продлить минимум на полгода. В то же время инструменты поддержки, которые уже приняты, правильные. Но они не решают всех проблем бизнеса. Поэтому идеи расширить государственную помощь уже исходили от Торгово-промышленной палаты, «Опоры России», «Деловой России» и рабочей группы Агентства стратегических инициатив, которая готовит предложения по проекту поддержки малого и среднего бизнеса для Госсовета. «Новая формация» никаких новых мер не придумала, зато систематизировала и опубликовала их. Поэтому сложно не согласиться с этими предложениями.
Однако «Новая формация» не решила вопрос, как эти меры скажутся на остальных субъектах экономики. Если отменить оплату аренды, как будут выживать арендодатели? Они тоже представители бизнеса, которые платят налоги, содержат персонал. Поэтому предлагать нужно сквозные меры поддержки — проработанные по всей цепочке. «Новая формация» изложила очень правильное, системное понимание проблем малого бизнеса. Но только с точки зрения интересов самого малого бизнеса. Я думаю, это нормальная база для дальнейшей работы по поддержке предпринимателей, которую вполне может сделать государство.
Главная задача во время кризиса — сохранить две основные составляющие экономики: продуцентов и потребителей. Если обанкротятся продуценты, восстановить их будет невозможно, а потребители потеряют рабочие места и зарплату. С другой стороны, если люди перестанут потреблять, то продуценты точно обанкротятся, потому что их товары никто не будет покупать. Поэтому нельзя принимать меры по сохранению только продуцентов или только покупательной способности потребителей. Необходима поддержка и тех, и других.
Конечно, в условиях кризиса это дорого обходится государству. Однако для расходов существует контрциклическая политика: если экономика растет высокими темпами, государство изымает часть доходов и накапливает резерв, который может вернуть обратно, когда экономика катится вниз. Так государство поддерживает нормальное функционирование экономики. Сейчас наступил момент, чтобы вернуть огромные деньги из российского резерва — Фонда национального благосостояния — путем прямой поддержки как производителей, так и потребителей.
США выделило для своей экономики $2 трлн. Это 10% американского ВВП. Российское правительство объявило, что потратит на поддержку экономики 1 трлн рублей. Это 1% российского ВВП. Почувствуйте разницу. Правительство говорит, что в Фонде национального благосостояния накоплено порядка 10 трлн рублей, а у Центробанка — ещё около 35 трлн. Если сейчас не потратить серьёзную часть этих денег на поддержку экономики, она уйдет в стагнацию, рецессию, как бывает каждый раз, когда в России возникают кризисные явления. И мы будем долго-долго выбираться из этого состояния через массовые банкротства и увольнения. Поэтому лучше сохранить работоспособность экономики.
Источник: Регионы России
Источник фото: Регионы России