Член Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА Владимир Петров расспросил зампреда правительства о ситуации в регионе и его отставке - Партия Дела
Присоединиться

Заседание прошло 20 августа. Присутствовало около 20 человек во главе с бывшим председателем Правительства РА, членом Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА, руководителем общественного движения «За Республику» Владимиром Петровым.

А. С. Тюхтенев: — Многих интересуют истинные причины моего очередного ухода из правительства. Есть такая поговорка — дважды в одну воду не входят, — так что, возможно, я принял неверное решение пойти во второй раз, первым замом Председателя Правительства РА.

Также хочу рассказать, как я оцениваю текущую ситуацию — внутриполитическую и структурную — в правительстве республики и как она может дальше развиваться, и каким образом это повлияет на развитие республики, и какую роль в этом играют находящиеся здесь представители федеральных органов власти. Замечу, что это чисто мой личный прогноз.

Как я уже говорил, когда я услышал от главы республики, что мне предлагается добровольно уйти в отставку, я решил согласиться, но при этом попытался всё-таки выяснить, в чём истинная причина моего снятия с должности.

После долгих настойчивых расспросов мне всё же была названа следующая «причина»: что я якобы не обеспечил «тылы» главе республики.

Я полагаю, что эту ситуацию нужно оценивать с трёх позиций.

Первое. Сейчас новая плеяда руководителей в регионах, которые очень сильно беспокоятся о положительном информационном поле вокруг своих персон, и вся деятельность «заточена» под это. Сами знаете, как это происходит, — телевидение формирует положительный имидж руководителя, освещает его деловые поездки (кстати, достаточно шаблонно и, с точки зрения журналистики, примитивно).

Второе — это внутриполитические вопросы, связанные с муниципальными образованиями. Это самая тяжёлая проблема, которой никто не занимался, кроме главы республики и меня. Все же остальные члены правительства и специалисты, связанные с организацией деятельности органов местного самоуправления, практически от этого очень далеки. Они не умеют работать с людьми, а ведь когда я проходил согласование в администрации президента при назначении на должность, было озвучено требование: мы должны выстроить прозрачный прямой диалог с общественными институтами, то есть населением. Но этого у нас так и не произошло. А затем возник конфликт в Улагане, затем в Кош-Агаче, и практически эти конфликты до сих пор не решены, а попросту заморожены. Заморожены также конфликты в Чемале, Усть-Коксе, но об этом предпочитают замалчивать. Единственное, что не смогли купировать, — это конфликт в Онгудайском районе. Ситуация там никому не нравилась, и все практически самоустранились. Когда я задавал вопрос: столько сессий уже сорвано, надо что-то делать, мне был дан ответ: «А пусть сами разбираются».

Ну и третий, на мой взгляд, момент, — это пути реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений, в которых национальный компонент практически отсутствует. . Почему? Объясню. Любые вопросы, связанные с реализацией национальной политики, связанные, скажем, с активизацией либо либерализацией отношений власти с национальными организациями, никак не решались, не принималось никаких мер по улучшению этих отношений. Например, у нас есть совет по межнациональным отношениям, но там — сплошной формализм и никакой реальной деятельности. Мы очень долго дискутировали, провести ли нам конференцию по изучению алтайского языка. Когда я в конце прошлого и начале нынешнего года предлагал её проведение, это было воспринято отрицательно. Лишь когда я напомнил о поручениях Президента РФ (по поводу уделения особого внимания изучению национальных языков народов России и подготовки преподавателей этих языков), только после этого было принято решение о проведении конференции. А конференция намечалась не крупномасштабная, не межрегиональная, а темой было улучшение изучения языка с учётом опыта Северной Осетии. Решение приняли, но потом началась пандемия, и дело опять отложили в долгий ящик. Эта моя настойчивость, видимо, очень многим не нравилась.

Ещё один момент. Я работал ранее руководителем территориальных федеральных органов, окружных федеральных органах и высказывал позиции, касающиеся подготовки специалистов, которых направляли к нам в регион. Скажем, направили в нашу республику нового регионального министра. Человек понятия не имеет, куда он приехал, абсолютно не имеет желания изучать ни историю, ни национальный состав, ни культуру, ни традиции народов… И им приходится объяснять, что вы приехали не в мононациональный регион, что вы должны подходить к местным реалиям с учётом сложившихся в регионе традиций, поскольку именно это создаёт баланс национальных интересов. То же касается и руководителей федеральных органов. Я видел, что в ряд федеральных органов власти уходила однобокая, абсолютно необъективная информация, и всё это давалось только на базе того, что формировал аппарат правительства, без учёта мнения в районах, без учёта мнения общественников, которые есть в районах. И это, конечно, вызывало недовольство.

А в кадровом направлении у нас — скажу так — руководитель поменялся, а больше ничто не поменялось. Система у нас выстроена так, что любой человек, приходя в команду, уважает в первую очередь мнение главы. Министры поначалу были уверены, что я настроен против кого-то из них, хочу их сместить, и лишь со временем поняли, что если я пришёл работать в команду, то не буду заниматься внутренними интригами. Затем идёт формирование института заместителей. Формирование проходит через руководителя аппарата, который и сейчас является членом правительства, а ранее был заместителем, и все кандидаты пропускаются через это «сито». Если руководитель аппарата давал согласие, тогда всё двигалось дальше, шло к первому заму. И здесь тоже возникали коллизии, в результате чего многим это не понравилось, и они стали представлять всё это в тёмных цветах.

Кроме того, я поставил вопрос насчёт государственных средств массовой информации — что их кадровый потенциал должен быть выстроен таким образом, чтобы люди соответствовали требованиям, работали с коллективами, а уж национальная газета должна иметь к тому же профессиональных переводчиков. А то дожили до того, что там не было по штату заместителя и переводчика! И вот такие «гнойнички» возникают регулярно, но любая проблема, касающаяся районов, газет, у нас замалчивается, и все считают, что это будет продолжаться бесконечно.

Взять тот же Онгудайский район — никто же не хотел вести с депутатами и главами диалог! Не встречались с представителями района, на письма отвечали формально. В результате накопилось недовольство. Немалую роль в этом сыграл руководитель аппарата [Донской], он не мог согласиться с тем, что его в своё время не избрали, как заместителя. И сейчас он понимает, что ему очень сложно [получить одобрение Госсобрания]… В этом составе я не вижу у него перспектив, как зама согласоваться.

Отдельный вопрос касается формирования имиджа нашего региона. Процесс, начатый 12, 13 лет назад предыдущим руководством республики по дискредитации общественных институтов, отдельных руководителей, продолжается и сейчас. Когда 28 апреля прошла первая сессия в Онгудайском районе по вопросу удаления с должности главы района, я и депутат Госдумы Иван Белеков выслушали от руководства Сибирского федерального округа достаточно много не объективных оценок, касающихся межнациональных отношений в республике. Живя и работая в нашем регионе, сложно подумать, что у нас действительно такое возможно. Я полагаю, что виной всему — тот политический и информационный фундамент, который был создан в прошлом, а в настоящее время должностные лица органов власти региона и территориальных федеральных органов ни коим образом не имеют желания его поменять.

В. И. Петров: — Но всё это общие слова, а какие-то конкретные претензии вам были предъявлены?

А. С. Тюхтенев: — А что тут можно предъявить, если во всех рейтингах как у зама губернатора по социальной политике и как зама по внутренней политике у меня положительные показатели?

В. И. Петров: — Вот поэтому-то и не надо было писать заявление…

А. С. Тюхтенев: — Владимир Иванович, это достаточно спорный вопрос.

С. С. Михайлов: — Алексей Степанович, как вы считаете, Олег Леонидович, заявив, что вы его тылы не защитили, ожидает, что господин Донской его тылы хорошо защитит?

А. С. Тюхтенев: — Я полагаю, он надеется, что Анатолий Михайлович [Донской] и его команда (считаю, что все, кто будет назначен замами председателя правительства — это будет команда Анатолия Михайловича) постараются обеспечить его тылы. По существу и управляет, и формирует, и организовывает внутриаппаратную и внутриполитическую работу реально именно Анатолий Михайлович. У меня поначалу были кое-какие иллюзии, что это носит временный характер, но по факту это оказалась выстроенная система.

В. К. Манышев: — Правительство — это, по сути, коллегиальный орган, там более полутора десятков человек. А другие министры вас в ваших начинаниях поддерживали, соглашались?

А. С. Тюхтенев: — То, о чём вы говорите, имело место, когда я работал в конце 90-х годов. Сейчас инструменты, позиция и формы управления на региональном уровне совершенно другие, никто там никакого слова практически не имеет.

В. К. Манышев: — Знаете, это, наверное, произошло потому, что Бердников три-четыре года назад издал указ, согласно которому ни один министр не мог напрямую работать с другими органами власти — Курултаем и прочими, все вопросы решались только через него.

А. С. Тюхтенев: — Вообще-то, теперь этого нет, министры могут работать напрямую, но прежде чем работать напрямую, скажем, с Курултаем, они проходят информационное сито аппарата правительства.

А. Н. Алчубаев: — Вы хотели сказать насчёт прогноза ситуации.

А. С. Тюхтенев: — Один из самых непростых вопросов — это муниципальный уровень. Всех волнуют вопросы выборов и так далее. Этот вопрос был заморожен, в том числе и мною. Одной из причин являлось то, что мы должны были подготовиться к общероссийскому голосованию. Я, кстати, считаю, что в результате принятия поправок в Конституцию будут внесены изменения в большое количество федеральных законов по формированию органов власти, в том числе и в 131-ФЗ, и после этого, будем надеяться, политические конструкции будут несколько изменены. Если это произойдёт, то тогда, возможно, в районах ситуация успокоится. Но до этого надо с ними вести диалог. Помните, депутат Дёмина вносила законопроект, он сейчас до следующей сессии отложен? Я тогда встречался с представителями всех фракций и убедил их дождаться принятия поправок, принятия новых законов, чтобы действовать потом в зависимости от этого. Все согласились, и Мария Фоминична более не настаивала, чтобы рассмотреть её вопрос незамедлительно. И здесь всё будет зависеть от того, с какой конструкцией мы будем иметь дело в дальнейшем.

Что касается конфликтов в районах между Советами депутатов и главами, я считаю, это из-за того, что нынешняя конструкция априори конфликтная. Проблема-то в чём? Сейчас практически все главы районов — это люди, которые не живут интересами района! Они приезжают на какое-то время — на пять дней, скажем, — и уезжают на выходные, и это в лучшем случае.

В. И. Петров: — «Вахтовики»!

А. С. Тюхтенев: — Их «вахтовиками» так и называют. А если какое мероприятие в региональном центре, то их и неделями не видно на рабочем месте. Заместители у них такие же есть. Поэтому пока к власти не придут люди, которые хотят жить интересами района… У меня был случай по Усть-Кану. Один молодой человек просился замом главы района. Я говорю, мол, в первую очередь надо с главой района… Он спросил, а каково моё мнение [о его кандидатуре]. Я ему говорю: «Вот у тебя маленькие дети. Ходят в школу. Готов ты поехать туда с семьёй, перевезти детей?». Он подумал и говорит: «Наверное, нет». Я ему ответил, что тогда нет смысла, получится очередная проблема, усиление конфликта в районе.

И такая ситуация — практически в любом районе республики, за исключением Чои и Турочака.

В. А. Облогин: — Алексей Степанович, а если не произойдёт изменений в 131-ФЗ, ведь основа конфликта, как вы правильно заметили, именно в этом? Ведь в истории нашей республики не было ранее таких конфликтов. Я сам много лет проработал и знаю, кому я служу, что делаю, и какая ответственность на мне лежала. А в данной ситуации двойственность положения глав районов к этому и приводит. И ныне действующий федеральный закон ведь позволяет это делать [избирать глав всенародно], в шести или семи регионах России проходят всенародные выборы глав муниципальных образований, а мы-то почему не можем так же сделать?

А. С. Тюхтенев: — Что касается сельской местности, районного уровня, у нас ведь двухуровневая система местного самоуправления, то информацией [о намерениях федерального центра] я не владею. Знаю, что глав городов — региональных центров — будут избирать, закладывается такой механизм. А что касается сельской местности, то здесь надо оценивать ещё и с позиций местных особенностей.

Приведу вам пример по Кош-Агачу. Там по разному может разворачиваться ситуация. То, что сейчас там творится… Это люди из-за пандемии пока притихли. А вот если там будут прямые выборы, ещё неизвестно, во что это может вылиться, поскольку никогда там не будет удовлетворённого человека с той или другой стороны. Когда конфликт там нарастал, я не раз встречался с представителями оппозиционной стороны. Я им так говорил: вы вот сейчас боретесь, вы не сторонники нынешнего главы района, но вы определитесь, кого вы видите из своей среды, со своей стороны. Ведь как только вы поставите этот вопрос, ваш политический альянс развалится! А так и получилось, оппозиционеры не смогли между собой договориться. Это я как пример…

И в Улагане ситуация была кристально ясной. Пока с ними разговариваешь, они успокоятся, глава района и председатель Совета работают вроде, анонимок нет. Как только конфликт снова разгорается, опять шквал анонимок [Смех в зале. Прим.ред.: Улаганский район — крупнейший в республике «поставщик» анонимных писем и в нашу редакцию]. Это замороженные конфликты! А люди-то видят!

В. А. Облогин: — Беда в том, что Курултай устранился, правительство устранилось, отдел по местному самоуправлению правительства не работает, а ведь это их прямая работа — отслеживать ситуацию в районах, работать с кадрами!

А. С. Тюхтенев: — А отдела и нет теперь.

В. А. Облогин: — Их было трое или четверо.

А. С. Тюхтенев: — Один человек.

В. А. Облогин: — Это их прямая работа — кадры в районах.

А. С. Тюхтенев: — Их задача хотя бы отслеживать и понимать ситуацию в районах. Но этого не наблюдается…

Н. М. Малчинов: — Алексей Степанович, скажите, а есть сейчас у правительства какие-то единые позиции, касающиеся работы с общественностью? Какие-то общественные организации приближают, какие-то удаляют…

А. С. Тюхтенев: — Знаете, я задавал в своё время вопрос: каковы критерии, с кем работать. У нас есть ведомства — Комитет по информационной политике и национальным отношениям, Минтруд, мы начинаем работать с одной общественной организацией — не устраивает, начинаем с другой. Я и спрашиваю: с кем же работать? Любопытный ответ я получил: есть нормальные организации, а есть ненормальные. Что значит ненормальные, если организация зарегистрирована? Надо же со всеми работать! То есть происходит деление [общественников на «нормальных» и «не нормальных»].

Ещё хотел бы сказать, что приближается крупное событие — 30-летие республики. Потом ещё грядёт и столетие области — а это, я считаю, должен быть федеральный уровень. Но об этом никто не думает. Когда проводятся все мероприятия, касающиеся республики (в частности, Чага-Байрам в Москве), непонятно даже, кто занимается сценарием. Попытался направить его в нужное русло, но не получилось. В итоге, по мнению участников и гостей мы провели фестиваль дружбы народов России и приглашали на него как на корпоратив.

Всё, что касается имиджа региона, его национальной составляющей. Вот сейчас видите, что творится с туристами. Это всё идёт с формирования имиджа. Раз мы это всё допускаем, значит, такое к нам и отношение. Над этим надо работать. А как только начинаешь с министров спрашивать, начинается: «Алексей Степановий, вы очень грубы!» Требовательность понимают как грубость…

В. В. Данилов: — Алексей Степанович, а вы сами видите какой-либо выход из всех тех неприятных моментов, о которых сегодня говорили?

А. С. Тюхтенев: — Самое главное: истекает год с момента прихода к власти в регионе Олега Хорохордина. И сейчас, на мой взгляд, ему нужно структурно всё менять, поменять подход к кадровой политике.

В. В. Данилов: — Алексей Степанович, человек действует либо исходя из своего мировоззрения, либо из-за того, что складываются обстоятельства неодолимой силы, заставляющие его действовать в определённом ключе. Можем ли мы создать такие обстоятельства, чтобы повлиять на решения по проблемам, которые сегодня были озвучены?

А. С. Тюхтенев: — Знаете, как говорят чиновники об этом? Как только руководитель — федеральный, региональный — почувствует для себя угрозу, он начнёт принимать какие-либо решения. С моим увольнением была такая примерно ситуация. Вот если дальше он почувствует, что из-за этой неразберихи в структуре правительства, в подборе кадров, межнациональных отношениях, взаимодействии с органами местного самоуправления появится серьёзная для него угроза, тогда ему придётся принимать соответствующие решения

В. А. Облогин: — Не всегда это получается. Лукашенко вон какая величина, а не понял ничего…

В. В. Данилов: — Одно из предложений — приступить к созданию такой силы, которая могла бы влиять на принимаемые решения.

А. С. Тюхтенев: — Нужно всё-таки молодое поколение привлекать. В этом будет сила, не только совет старейшин [вопрос о формировании совета старейшин при «За республику» обсуждался в начале заседания]

В. А. Облогин: — Пусть старейшины, мы, будем в подполье. «За республику». Общественный совет, как сегодня хабаровчане сделали. Та организация, куда войдут и молодые.

А. С. Тюхтенев: — Я, в силу своего прошлого, до сих пор каждый день смотрю мониторинг всех информагентств в части республики. Чувствую, какова будет реакция на сегодняшнее заседание. Молодёжь прочитает об этом в Интернете и скажет: «ну, опять эти старики собрались, что-то там обсуждают, наобсуждаться не могут». Для того чтобы был эффект, был политический вес, надо привлекать и молодое поколение [некоторое время участники заседания обсуждают вопросы формирования движения «За республику» и включения в него людей более молодого возраста, затем Владимир Петров рассказывает, как пытался в ходе личной встречи донести до Хорохордина сложившиеся в республике обычаи соблюдения национального кадрового паритета и, главное, необходимость опоры на местные кадры]

В. И. Петров: — Я ему говорю: «Мы тогда [в 1990-е] своих привели, и многие вопросы решили в республике. «Северные» районы, районный коэффициент, эколого-экономический регион, включение в Семипалатинскую программу — наши же решали люди! Но Хорохордин это не воспринял. Поэтому мы и решили всё это предать гласности, в том числе и по Алексею Степановичу. Он получил поддержку 100 процентов депутатов, а его убрали — год не проработал.

С. С. Михайлов: — А убрал его человек, который через Курултай не прошёл!

В. И. Петров: — Да, да, которого отверг Курултай! И правильно сделали [депутаты], потому что он [Донской] только стукачеством занимается!

А. С. Тюхтенев: — Очень многие связывает это [снятие] с моей прошлой профессиональной деятельностью. Отслеживаю в Интернете. Якобы, я в 2011 году ушёл из федерального органа, что я должен сидеть в тюрьме и т. д. Это была колоссальная полугодовая работа по проверкам. Там массу документов перелопатили — Виктор Александрович [Облогин], наверное, представляет. Если бы там что-то было бы, то, естественно, меня никто бы не согласовал, я бы никогда не прошёл проверок и не получил группу доступа [первые замы губернаторов перед назначением проходят проверки по линии Администрации Президента и получают доступ к секретной информации].

С. С. Михайлов: — Алексей Степанович, у меня к вам три вопроса.

Первый касается событий 2011 года. Эта история, когда вас Медведев ругал, она закончилась тем, что те земли, которые там фигурировали, были в итоге захвачены барнаульцами, которых Владимир Иванович тут недавно Хорохордина призывал выгнать, и были частично распроданы, кто-то стал фигурантом уголовного дела Получается, вся эта сложная интрига была затеяна для того, чтобы данные земли захватить?

А. С. Тюхтенев: — Да. Я вам скажу даже больше: когда я был руководителем управления и мешал этому процессу, как все считали, я просто соблюдал закон. Мне тогда предлагали разные должности [пытались увести на повышение], но я понимал, что если я туда уйду, то назавтра меня «попросят», и всё.

С. С. Михайлов: — Второй вопрос по пресловутым барнаульцам. Бердников уже год как ушёл, а у вас нет ощущения, что господин Донской остался как бы «смотрящим» от Бердникова, этаким центром кристаллизации для старой части команды?

А. С. Тюхтенев: — Ну, чтобы и вас не обидеть, и Донского — отчасти это так. [смех в зале]

С. С. Михайлов: — Третий вопрос касается личности самого Главы Республики Алтай. Вопрос отчасти жёсткий. Позавчера я беседовал с одним депутатом Республики Алтай, и в отношении Хорохордина он сказал такую шокирующую вещь: что у него, мол, есть привычки, которые в обществе очень не одобряются, и из-за этого Хорохордин политику практически не ведёт, а Донской имеет на него какое-то, можно сказать, недозволенное влияние.

В. И. Петров: — Поставляет ему «продукцию»… Поставляет… [смех].

С. С. Михайлов: — Вот Олег Леонидович к нам в республику приехал, живёт здесь, у него интерес к этому есть? Хочет он хорошо выглядеть — хотя бы перед федерацией?

А. С. Тюхтенев: — Я так понимаю, что такое желание у него есть — перед федерацией выглядеть в лучшем свете, а иначе зачем создавать вокруг информационный пул и весь этот информационный фон? Это же только для федерации, это не для населения. Те, кто живут в районах, они видят реальные результаты.

А первую часть вашего вопроса я не хочу комментировать, поскольку я этого не знаю, да и к тому же это за пределами обсуждаемых нами проблем.

С. С. Михайлов: — По поводу конфликтов в районах. У меня такое ощущение, что свояк Бердникова, поставленный в Коксе, в Онгудае человек поставленный, они же, по большому счёту, пришли, вот, как эти, «гастарбайтеры» или «гастролёры», как это называется, «командировочные» [ранее в дискуссии использовался термин «вахтовики»]. Они же, по большому счёту, конфликты порождают. Ладно бы, если бы местные. У самого Хорохордина нет ощущения, что нужно просто поставить местных и всё успокоится?

А. С. Тюхтенев: — Видимо, нет этого ощущения.

В. С. Торбоков: — Алексей Степанович, я хотел спросить вас: вы были в команде Хорохордина ещё до выборов в статусе советника, помогали, видимо, ему на выборах, как и Владимир Иванович, а потом занимали ключевой пост в правительстве. А вот когда он вам предлагал уволиться под предлогом, что вы «не тянете», предлагал ли он вам перейти на должность пониже?

А. С. Тюхтенев: — Вообще-то, мы обсуждали этот вопрос. Олег Леонидович сказал: «Я от вас жду предложений, где бы вы себя видели, в какой сфере». Я ему ответил, что в данный момент я себя в республиканских органах власти не вижу.

Н. М. Малчинов: — На нашем совещании мы выслушали информацию от Алексея Степановича. И какова теперь будет наша позиция? Совет старейшин сейчас не признаётся никем, но есть официальная общественная организация «За республику». Ситуация такая: член правительства, представитель коренного народа, который получил поддержку почти стопроцентную в Государственном Собрании, был уволен. Вопрос: мы соглашаемся с такой кадровой политикой, или всё же общественная организация «За республику» каким-то образом выступит? Вопрос-то сегодня не в том, что Тюхтенева уволили, вместо него любой может быть. Так что надо от лица общественности дать оценку этому явлению.

Второе. Существуют официальные организации, есть люди-общественники, не может же глава республики игнорировать тех общественников, которые пришли к нему — не с критикой, а с нормальными предложениями.

В. И. Петров: — Мы не соглашаемся с кадровой политикой!

Н. М. Малчинов: — Тогда давайте выскажемся от имени движения «За республику», что мы осуждаем кадровую политику Хорохордина за её невзвешенность, непродуманность!

А. Н. Алчубаев: — Мы не должны оставить происходящее без ответа, без реакции. По нашей реакции поймут и другие чиновники, есть на кого опереться здесь? Или мы также будет поддакивать, подлизывать и так далее?

[Далее началось обсуждение конкретных формулировок заявления, в ходе которого Сергей Михайлов, скажем, предложил вписать в него фразу «Осудить волюнтаристскую позицию главы республики, который игнорирует мнение Госсобрания». В. И. Петров предложил конкретную формулировку заявления поручить Н. М. Малчинову. Так и решили]

Вопрос об одобрении заявления был поставлен на голосование и поддержан единогласно.

Источник: Листок

Источник фото: Новости Горного Алтая

Следующая новость
Минфин хочет регламентировать выдачу госкредитов. Комментарий Алексея Лапушкина