Готовому бизнесу предпочли наличные
В России зафиксировали увеличение количества предпринимателей, которые хотят продать готовые предприятия
В России на треть увеличилось количество предпринимателей, которые хотят продать готовый бизнес, согласно данным «ЦИАН. Коммерческая». Самый серьезный прирост числа продавцов от марта к октябрю был зафиксирован в Уфе, Самаре и Воронеже — количество выросло в 2 раза. В 1,5 раза больше желающих избавиться от собственного бизнеса стало в Казани, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. В столице, Челябинске и Волгограде прирост предложения составил 28%, а самая благополучная ситуация сформировалась на Урале. Здесь количество продавцов увеличилось всего на 6%. Эксперты согласны, что лучше провести кризис в кэше, чем в неприбыльном бизнесе, однако уверены, что организовать это получится далеко не всем, — до 70% МСП окажется под угрозой банкротства.
В топ-5 «ненужных» бизнесов попали гостиницы (+49%), офисы (+36%), клубы, галереи, кальянные и другие компании из индустрии развлечений (+25%). На четвертом месте — спортивные учреждения: фитнес-клубы, бассейны танцевальные и тренажерные залы. Здесь прирост составил 24%. Пятерку антилидеров закрыла индустрия красоты. От салонов, парикмахерских и массажных кабинетов захотели избавиться на 15% больше предпринимателей, чем в марте 2020 года.
Член Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза отметил, что всем стало заметно ухудшение ситуации: вводятся пока незначительные, но ограничительные мероприятия. Люди, наученные опытом первой волны, понимают, чем закончится вторая: у большинства МСП закончатся все резервы и возможности получить дополнительное финансирование. Они попадут в ловушку «падающего» бизнеса, когда доходы становятся меньше, чем расходы. При этом, чем больше работаешь, тем больше усугубляешь ситуацию. В этом и причина столь значительного роста статистики.
«Желающих продавать сейчас больше, чем желающих покупать, потому что в условиях кризиса самый дорогой и надежный актив — это кэш. Живые деньги в условиях кризиса дорожают, потому что активы дешевеют», — объясняет Владимир Гамза.
По его мнению, совершенно очевидно, что большинство серьезных инвесторов намерены «сидеть» в кэше за небольшим исключением. Покупателями станут те, у кого бизнес развивается, кому необходимо что-то расширить и прикупить. Все остальные будут пережидать острый период кризиса и ждать, когда стоимость активов упадет до минимума, а «внизу» начнут покупать.
Также эксперты ожидают, что под угрозой банкротства окажется 60% или даже 70% малого и среднего бизнеса. При этом конкретное количество банкротов будет зависеть от дальнейших действий правительства и основных кредиторов.
Полностью материал читайте в сетевом издании «Долг. РФ»
Источник фото: портал Kdpconsulting.ru