Константин Бабкин: мы находимся в начале пути возрождения отечественного сельхозмашиностроения
Аграрии выбирают российских производителей
Российское сельхозмашиностроение переживает настоящий бум. В прошлом году, например, впервые за всю постсоветскую историю отечественной сельхозтехники было продано больше, чем импортной. А за девять месяцев этого года российские заводы увеличили производство еще на 24 процента по сравнению с 2016 годом.
Главная причина «железного ренессанса» — госсубсидии, которые поддерживают спрос среди аграриев. Однако этих мер недостаточно, говорят опрошенные «Российской газетой» эксперты. Работающая на полях техника вырабатывает свой ресурс быстрее, чем фермеры успевают купить новую.
В 1990-х годах российские заводы оказались в проигрышной ситуации: технологические цепочки с точки зрения рынка были выстроены неэффективно. К примеру, почти все посевные комплексы в СССР делали в исправительных учреждениях, причем чаще всего — из неконструкционной стали, некачественного и недолговечного материала. Ни о какой конкуренции нельзя было говорить. Но когда в 2000-х в отрасль стали приходить инвестиции, ситуация начала меняться. Некоторые предприятия ушли с рынка, зато оставшиеся сумели «подтянуться» и сегодня составляют конкуренцию ведущим мировым производителям.
Многомиллиардные субсидии выделяются по постановлению № 1432, согласно которому российские аграрии могут покупать технику отечественного производства со скидкой 15–20 процентов. «Если правительство будет и дальше поддерживать сельское хозяйство и сельхозмашиностроение, если действующие программы будут финансироваться в надлежащих объёмах, кредитная и налоговая политика будет проводиться грамотно по отношению к производителям, то мы сможем занять достойное место в мире, — считает лидер «ПАРТИИ ДЕЛА», президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин. — Согласно утверждённой в этом году Стратегии развития сельхозмашиностроения до 2030 года мы должны утроить объёмы производства сельхозтехники и на внутреннем рынке занимать 80 процентов. Пока же мы находимся только в начале пути. Но для достижения поставленных целей необходима системная и предсказуемая господдержка». По его словам, в бюджете на ближайшие три года необходимо заложить ежегодно не менее 15 миллиардов рублей на субсидии производителям сельхозтехники.
По данным «Росспецмаша», рост экспорта российской сельхозтехники в 2016 году составил 13 процентов. Сегодня отечественная продукция продаётся почти в 20 стран, а с учётом одноразовых поставок — почти в 50. В основном — в Казахстан и в Восточную Европу, но список стран постоянно расширяется. В прошлом году, например, «Петербургский тракторный завод» после 20-летнего перерыва возобновил продажи в США и Канаду. «Ростсельмаш» активно наращивает отгрузки в страны СНГ, Африки и даже запускает собственную дилерскую сеть в ЕС. Среди перспективных регионов — ЮАР, Китай, Австралия.
Источник: «Российская газета»
Фото: «РИА Новости»