Главная проблема регионов – непрозрачные межбюджетные отношения
Пандемия сильно ударила по предприятиям Саратова, многие были закрыты, а те, что ещё держатся на плаву, сокращают число сотрудников
В конце сентября в Саратове состоялась пресс-конференция ПАРТИИ ДЕЛА, на которой был представлен новый лидер её регионального отделения — депутат городской думы Олег Комаров. В интервью журналу «Регионы России» он рассказал о том, почему присоединился именно к ПАРТИИ ДЕЛА, как предприниматели пережили (или нет) пандемию и как существующие межбюджетные отношения влияют на экономическую ситуацию в регионе.
— Недавно в правительстве Саратовской области прошли кадровые перестановки — вице-губернатора Александра Стерлюхина сменил Роман Бусаргин. Как вы их оцениваете?
— Александр Стерлюхин — профессионал с большим опытом. Сейчас он будет заниматься непростой задачей — созданием агломерации в виде объединения двух городов: Саратова и Энгельса. Роман Бусаргин — человек молодой, раньше он работал в правительстве. Молодые должны приходить во власть, но вопрос в другом. Есть ли у них все механизмы, которые позволят нормально работать? В том числе финансовые?
— Так есть ли они? Особенно финансовые?
— Сейчас принимается бюджет Саратовской области на 2021 год, и уже очевидно, что идёт падение по налогам. Дефицит бюджета не может превышать 10% его же дохода согласно Налоговому кодексу, и они стараются выйти на этот предельный показатель. Удаётся это в нынешней ситуации с трудом, и говорить о нормальном развитии региона не приходится. Надежда только на одно — федеральный бюджет, то есть дотации, субсидии, субвенции, различные государственные программы. Хотя куда вернее было бы вливать в регион финансы по своим источникам, создавать рабочие места в сфере строительства, например, дорожного.
— На сколько бюджет области дотационный?
— Всё прекрасно можно увидеть на примере бюджета города. За 2019 год 123 млрд рублей было собрано прямых и косвенных налогов, из них порядка 20 миллиардов остается, а остальное отправляется в федеральный бюджет. С учетом выплат из центра Саратов получил 21 млрд рублей в 2020 году при том, что на 2021 минимально нужно 37 млрд рублей. Проект бюджета на 2021 год: 81 млрд рублей — доходы, где-то 92 млрд — расходы. То есть обратно в необходимом объеме деньги не возвращаются ни в регион, ни в бюджеты местного самоуправления. Что касается налогов, то за этот год данных ещё нет, но уже понятно, что падение будет до 20%.
— Бизнес в регионе сильно пострадал из-за пандемии?
— Конечно, она сильно ударила по предприятиям, многие были закрыты, а те, что ещё держатся на плаву, сокращают число сотрудников. Например, у нас до сих пор выпускались знаменитые холодильники «Саратов». Недавно эта компания сообщила, что сокращает до 1000 рабочих мест. И таких примеров масса, причём увольняют работников предпенсионного возраста. Даже в медицинской сфере, но логичнее в такой ситуации привлекать кадры с большим опытом. Хотя бы для консультаций, о чём сейчас говорит и наш губернатор.
— Каково изначально было экономическое состояние региона, по которому ударил коронавирус?
— Нашим основным предприятиям — Балаковской АЭС, МРСК «Волга», «Т+» и некоторым другим энергетическим монополиям — живётся вполне комфортно в современных условиях. Им, можно сказать, везде зелёный свет — буквально недавно в области были повышены тарифы. С другой стороны, только по городу у жителей и юридических лиц долг по коммунальным услугам превышает 3 млрд рублей. Дошло до того, что из-за регулярного увеличения тарифов идут начисления, но денег ресурсоснабжающие организации не получают, потому что их у людей нет. У предприятий объёмы производства упали на 40% из-за коронавируса, поскольку себестоимость продукции увеличилась. Часть вообще балансирует на нулевой прибыли, а малый и средний бизнес просто нокаутировали. Уже год им запрещают работать, штрафуют, репрессируют и многих добили — они закрылись. Бизнес в Саратове продаётся на «Авито»! Восемь торговых сетей, базы, предприятия, сельхозпредприятия, рестораны, кафе и так далее… На «Авито», только представьте себе!
— На федеральных каналах весной и летом очень много говорилось о мерах поддержки бизнеса. Что было сделано властями области в этом направлении?
— Говорят у нас всегда хорошо. Берем простой пример — арендная плата. Из тысячи предпринимателей с ней в Саратовской области помогли разве что десятку. Потому что в ответ на просьбы им говорили: то ОКВЭД не тот, то ещё что-то не то. Льготные кредиты дают только «Сбербанк» и «Альфа-банк», остальные отвечают, что у них такой опции не предусмотрено. Но и на эти кредиты есть ограничения — так, мне в «Сбербанке» в нём отказали, поскольку я являюсь клиентом менее 10 лет. На региональном уровне были некоторые льготы, например, можно оплатить налоги после 1 января 2021 года; были некоторые поблажки для тех, кто работает по упрощённой системе налогообложения. И то при соблюдении множества условий.
— В областной думе Саратовской области множество ротаций. Ряд депутатов из «Единой России» сложили мандаты. Как вы считаете, с чем это связано?
— Парламент Саратовской области работает на твердую тройку, потому что нет своевременной реакции на обращения и запросы людей. По большому счету региональный парламент не имеет веса и самостоятельности. Губернатор сказал, председатель сказал, и депутаты говорят: «Мы за». Ну и ни для кого не секрет, что наше всё — это Вячеслав Викторович (Володин, спикер Государственной Думы, родившийся в Саратовской области и начавший там свою политическую карьеру. — прим.ред.). В основном на территории региона реализуются его идеи.
— Вы уже говорили, что ушли из «Единой России» из-за несогласия с повышением пенсионного возраста и из-за того, что она не исполняет своих обещаний перед избирателями. Может, есть еще какие-то причины, почему вы решили покинуть партию власти?
— Я профессионал по жизни, профессионал в предпринимательстве, экономике и стараюсь поступать соответственно. Меня категорически не устраивают нынешние межбюджетные отношения, и я много лет добивался того, чтобы наши налоги и сборы оставались у нас в регионе. Но, увы, парламентское большинство, в том числе и в Госдуме, к которой я обращался, не озабочено этим вопросом. Кроме того, я хочу быть в ладах со своей совестью.
— Так, а почему вы выбрали именно ПАРТИЮ ДЕЛА?
— Мне понравилась её экономическая стратегия и незапятнанная репутация. Константин Бабкин — человек, который смог поднять в непростой ситуации целый завод (комбайновый завод «Ростсельмаш». — прим. ред.), создал рабочие места для десятка тысяч людей, буквально возродил целую отрасль производства. То, что он и его команда делают, безусловно, заслуживает уважения. Поэтому я решил присоединиться к партии, более того — обратился к федеральному руководству с предложением зарегистрировать и возглавить её в регионе.
— Какой вы видите свою будущую политическую деятельность? Может, планируете избираться губернатором или в региональный парламент? Или есть еще какие-то планы?
— Я планирую молодежи помогать идти во власть. Наставничество для меня отчасти профессиональная деятельность, ведь я преподаю в университете на кафедре экономики и таможенного дела (Олег Комаров является профессором Поволжской государственной академии им. П. А. Столыпина. — прим. ред.). А насчёт выборов — время покажет.
— Вы как депутат много лет работаете на общественных началах, скажите, а как вы зарабатываете?
— Да, я за 20 лет представительства ни разу не получал депутатскую зарплату. Многие мне говорили, что я поступаю глупо. Но политическая деятельность — это одно, а предпринимательство — это другое. Уже более 27 лет я являюсь президентом созданной мною ассоциации Торгово-промышленная группа «Славянский мир» Саратовской области, этим и зарабатываю. Кстати, партийной деятельностью я тоже на общественных началах занимаюсь.
— А как вы считаете, нужно ли в России возвращать прямые выборы мэров?
— Я видел разницу между тем, как работает избранный мэр и назначенный. Если мы не хотим похоронить местное самоуправление, то нужно выборы мэров возвращать. Сейчас оно неэффективно, и это видно, как со стороны населения, которое не чувствует, что оно может достучаться до главы города, так и со стороны назначенного чиновника, которому не особо интересны проблемы этого населения.
— Общественно-политическую жизнь вы ведете активную, а что насчёт личной? Хобби, увлечения?
— Я президент федерации бокса в Саратовской области. У нас в регионе 69 клубов, и мы привлекли много ребят, которые теперь занимаются спортом. Вот недавно открыли клуб спорта в поселке «Сокол». Сам на ринг уже не выхожу, но с удовольствием организовываю соревнования. Также увлекаюсь фотографией, недавно даже сделал собственную выставку «Пейзажи осени города Саратова». Мне нравится гулять по своему городу, по его окрестностям — именно это и приносит мне радость.
Источник: сетевое издание «Регионы Онлайн»
Источник фото: ИА «Взгляд-инфо»