Леонид Ивашов: США начали гибридную войну сразу после смерти Сталина
России нужен интеллектуально-миролюбивый союз, а не блок по типу Варшавского договора
Экономический ущерб, нанесенный пандемией COVID-19, может привести к «вероятности» Третьей мировой войны. Об этом заявил в интервью Sky News глава комитета начальников штабов Великобритании генерал Ник Картер.
Картер считает, что ситуация в мире «очень неопределенная и тревожная», а вероятность «эскалации ведет к просчетам». «Мы должны помнить, что история имеет тенденцию не повторяться, но у нее есть свой ритм», — отметил генерал.
На прямой вопрос журналиста о вероятности Третьей мировой глава британского генштаба ответил: «Я говорю, что это риск, и мы должны осознавать эти риски». Он также призвал обратиться к прошлому, и извлечь из него «правильные уроки».
Позже с аналогичным предостережением выступила военная разведка Чехии. В отчете о деятельности спецслужбы за 2019-й год аналитики сообщили об угрозе начала Третьей мировой.
По их мнению, сейчас в мире идет первая стадия развития глобального конфликта. «Формируется мировоззрение тех, кто сможет и желает активно участвовать в нем, и постепенно определяются технологические инструменты, с помощью которых им можно было бы управлять», — говорится в документе. В качестве вероятной причины конфликта называется соперничество между США, Россией и Китаем.
И здесь возникает вопрос: могли бы возникнуть подобные угрозы и сценарии, если бы Россия противостояла США и НАТО не в одиночку, как сейчас, а во главе полноценного военно-политического блока — по типу Организации Варшавского договора советского времени?
Напомним, на основе Варшавского договора (подписан 14 мая 1955 года) была создана стройная политическая и военная система. Его участники имели единую военную доктрину, единые установки оперативно-тактического характера и воинские уставы. Вооружение было в основном советского производства — за 40 лет существования блока СССР поставил в союзные страны вооружения, военной техники и специального имущества на сумму более $ 60 млрд.
Возможен ли такой блок сегодня, удержал бы он планету от Третьей мировой?
— И британский генерал Картер, и чешская военная разведка в целом правы, — считает член Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА, президент Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, генерал-полковник Леонид Ивашов. — Правы в том, что ситуация в мире напряглась — причем, весьма сильно напряглась. Но с тем, что имеется вероятность глобальной Третьей мировой войны, я не согласен.
Я считаю, война уже идет — но это совершенно другая война. Мы в советское время ее тоже не замечали. Мы говорили о холодной войне, но не видели в ней серьезной угрозы, и готовились к войне ядерной. И вот несколько месяцев назад США рассекретили директиву, которая, как оказалась, стала их политической стратегией. Документ объемом 28 страниц датирован 13 марта 1953 года, и называется «Использование смерти Сталина в национальных интересах США».
В этой директиве американцы ставили конкретные задачи — например, рассорить советское руководство, столкнуть руководителей между собой. Также рассматривалось, как задействовать для этого информационные средства, как готовить «пятую колонну» в СССР. Что особенно интересно — рассматривалось, как готовить изменение сознания советского человека.
Этот опыт, я считаю, как раз подлежит тщательному анализу. По сути, американцы сегодня реализуют именно этот план — агрессивный и наступательный, но в форме гибридной войны.
На деле холодная война шла полным ходом, а в СССР концентрировались только на ядерных вооружениях. Генштаб Вооруженных сил СССР, совместно с Объединенным комитетом начальников штабов США все внимание уделяли ядерному сокращению, предупреждении несанкционированных пусков ядерных ракет, и т. д. Хотя ядерного конфликта не хотели ни Запад, ни Советский Союз, ни Варшавский договор.
Эта гибридная война и сейчас идет. Причем, как показала практика, она даже более разрушительна, чем «классическая» война — столкновение противоборствующих сторон без оружия массового поражения на поле боя.
— Какие особые черты есть у современной гибридной войны?
— Сегодня активно разрабатываются новые виды оружия массового уничтожения, и они уже работают. Мы можем проследить это на примере России: информационно-психологическим оружием в нашей стране поражены миллионы людей. Большая часть населения РФ живет сегодня не высокими помыслами, не интеллектом, а материальной стороной жизни — и только.
Идет война, как мы видим, на уничтожение среднего класса в России, включая малый и средний бизнес. Идет война на уничтожение наших пенсионеров — это тоже война, запущенная с Запада.
Как мне представляется, подсчет результатов голосования на президентских выборах в США — также эпизод глобальной гибридной войны. Какие группы в этом эпизоде победят — те и будут доминировать в будущем. Либо верх возьмет глобальный финансовый капитал, который, по недавнему признанию Римского клуба, живет за счет того, что 98% финансовых операций в мире по сути имеют мошеннический характер. Либо победят представители современной индустрии. Именно индустриальные круги воюют сегодня в США с представителями «глубинного государства».
На этом фоне разрабатываются как биологические, так и электронные средства массового поражения — прежде всего цифровые. Все это — оружие нынешней гибридной войны.
— Нужно ли России в такой обстановке создавать новый военный блок?
— Я был сторонником так называемой геополитической «матрешки», которую российское руководство пыталось реализовать. Первая матрешка в ней — полноценный Евразийский союз на постсоветском пространстве, причем не экономический, поскольку партнеры в нем являются экономическими конкурентами. Этот союз сегодня, к сожалению, не просто не работает — он разрушается.
Другая «матрешка» — Шанхайская организация сотрудничества. Это потенциально мощнейшая организация, и она могла бы успешно развиваться, если бы ей придали теоретическую основу. Но эту основу — идеологическую платформу — мы так и не смогли предложить.
Наконец, третья «матрешка» — группа стран БРИКС. Это тоже мощнейшая структура, но и у нее не была определены цели и стратегия.
Инициатором создания геополитической «матрешки» выступала Россия. В частности, мы — российские военные. Именно мы начинали дело — со встреч министров обороны стран, входивших в ШОС и БРИКС, и только потом к работе подключались внешнеполитические ведомства.
Сегодня российское руководство от «матрешки» полностью отказалось. Я же считаю, что подобную организацию нужно было бы выстраивать — выстраивать альтернативный мир, близкий к социализму, по всей планете.
Что до чисто военных блоков — я не против их создания. Но проблема в том, что сегодня у России нет союзников. У нас было настолько «мудрое» руководство, что сейчас мы последнего своего союзника в лице Армении потеряли. Дай бог, чтобы в союзниках сохранилась Белоруссия. Но надо понимать: Конституция РБ запрещает белорусской армии воевать за пределами территории республики.
Так что нам нужно, конечно, думать о союзах. Но вовсе не о блоке по типу Варшавского договора — необходим интеллектуально-миролюбивый союз, который бы дал ответ на вопрос: как вывести человечество из его нынешнего критического состояния.
Источник: сетевое издание «Свободная пресса»
Источник фото: сетевое издание «Комсомольская правда»