Константин Бабкин: С дистанционкой останемся у разбитого корыта
Если она укоренится в системе — чем это грозит?
Советская система образования была признана одной из лучших в мире, ее самые сильные стороны взяли на вооружение другие страны, с нее начался рывок в науке и все достижения Советов.
Однако с развалом Союза шаг за шагом, год за годом в России возникает некий мутант из разных моделей — тут и болонская система, и ЕГЭ, и теперь набирает обороты дистанционка. Конечно, распространение коронавирусной инфекции — это веская причина, но складывается впечатление, что некоторые и рады использовать этот повод для повсеместного и прочного закрепления дистанта не только в школе, но и в университетской среде. В Госдуме буквально вчера были готовы принять законопроект, утверждающий в нашей стране концепцию удаленного образования. Хотя в нем даже ничего не говорится про СанПиНы, а точнее, про приведение такого формата обучения в соответствие с ними. Лишь в последний момент спорный документ удалось снять с повестки.
Между тем, последствия всех этих «мутаций» уже сказываются и на нашей экономике, и на промышленности. Об этом в интервью «Накануне. RU» рассказал лидер ПАРТИИ ДЕЛА, промышленник, основатель «Московского экономического форума» Константин Бабкин.
— Как, на ваш взгляд, дистанционка влияет на школьное образование?
— Если говорить про школы, особенно про детей в младших, средних классах, то ребята еще не выработали самодисциплину, самоорганизацию, они не могут полностью контролировать себя, выстроить график, работу по обучению без направляющей руки наставников. А учитель, который ведет предмет вживую, или учитель, который смотрит с экрана компьютера, — это совершенно разные вещи, разное воздействие на человека, на психику. И даже по своим детям я смотрю, что все-таки дистанционное обучение несет в себе меньше дисциплины, расхолаживает, меньше мотивирует учеников к серьезному труду.
Ведь качественная учеба — это на самом деле тяжелый труд. И в работе с компьютером этот труд дает меньший эффект, неэффективно строится. Поэтому я лично за то, чтобы при малейшей возможности использовать очные формы обучения.
— То есть, если вынужденно — это оправданно, но про классическую форму обучения забывать нельзя?
— Да, конечно. Дистанционное образование — это лучше, чем отсутствие образования, но если какая-то минимальная возможность есть, чтобы все это перевести в обычный очный формат, то это было бы лучше.
Для меня общение с человеком по видео и общение с человеком вживую — абсолютно разные виды общения. Первое совсем не может заменить второе. Общение по видеосвязи иногда удобнее, иногда более оперативно, но все равно очная встреча даже для обсуждения простых, бытовых вещей дает больший эффект. А обучение — это системный труд изо дня в день, из года в год. Поэтому очная форма не может быть полноценно заменена дистанционным форматом.
— Но наши «реформаторы» пытаются низвергнуть традиционную систему образования?
— Да, наши так называемые «реформаторы» либерального толка сейчас активно пропагандируют заочную форму обучения — и Чубайс, и Греф, и прочие «реформаторы образования». Эти люди иногда проговариваются, и ведь у всех на слуху фраза, что, мол, нам не нужны творческие люди, нам нужны грамотные потребители. И вообще этим апологетам гайдаровских реформ не нужны инженеры, люди, постигающие основы мира, а им нужны те, кто будут просто потреблять продукты какого-нибудь «Сбербанка». Взят курс на дебилизацию образования.
Вот мы работаем в сельском хозяйстве, в сельхозмашиностроении — ни одного специалиста из Высшей школы экономики мы не можем принять, потому что люди не ориентированы на созидание, не ориентированы на то, что в России надо заниматься чем-то полезным. Это люди, смотрящие на Запад, где даются однозначные рекомендации — «в России плохо, деньги надо выводить, иначе их своруют или построят какие-то ужасные машины, которые будут использованы для репрессий» и так далее.
Тех людей, которые настраивают наше подрастающее поколение на подобные вещи, к образованию вообще нельзя подпускать. И если они пропагандируют вовсю онлайн-образование — значит, это вещь, от которой стоит держаться как можно дальше.
— Чем дальше распространяется дистант, тем чаще встречается мнение, что у элит дети учатся в престижных вузах, очно, и следующий шаг — как раз распространение дистанционки для «простых смертных» и внедрение элитарного образования «вживую» — как вы на это смотрите?
— Проглядывает такое намерение, действительно, будто они хотят сделать широкодоступным, распространенным дистанционное образование, а уже очную форму обучения превратить во что-то элитное, для узкого круга лиц. К этому все и идет, потому что они же стремятся превратить образование в услугу, то есть сделать очную форму обучения действительно элитарной.
Если мы строим в России сильную экономику, сильное самодостаточное общество, независимую цивилизацию с сильной культурой, опирающуюся на традиции и достижения, то нам надо держаться традиционных форм обучения. И качественное образование должно быть доступно для детей независимо от материального и имущественного положения их родителей. То есть государство должно держаться ближе к советской системе.
— Как вам кажется, если дистант укоренится в системе — чем это грозит нам?
— Дистанционку на самом деле пропагандируют не для борьбы с вирусом, это уже просто как повод используется, ее пропагандируют для того, чтобы поменьше платить учителям, сократить их количество в школах и вузах. Но образование — это не услуга, это одна из важнейших функций государства, поэтому надо возвращаться к советской системе, тогда у нас появится шанс построить действительно сильную экономику.
Иначе окажемся у разбитого корыта, не совершим новых прорывов, которые совершала советская школа и наука — не будем первыми в космосе, останемся без атомной энергетики и так далее. Будем лишь потреблять то, что привезут из других стран.
Источник: ИА «Накануне.RU»
Источник фото: ИА «Накануне.RU»