Что своего у отечественных авто? Константин Бабкин – о задачах локализации
Лидер ПАРТИИ ДЕЛА, глава ассоциации «Росспецмаш», бизнесмен Константин Бабкин рассказал «Собеседнику» о проблемах локализации в российском автопроме
На днях Минпромторг раскрыл уровень локализации наиболее массовых автомобилей. Даже у самой крупной локализованной «Лада-Веста» (АВТОВАЗ) средний показатель в 2,5 раза ниже максимально возможного. Это вызвало ряд вопросов, главный из которых — что из себя представляет отечественный автопром?
На мой взгляд, баллы за локализацию — система, введенная с подачи Дмитрия Козака — показатель необъективный. Потому что за какие-то детали могут начислить большое количество баллов, за какие-то — меньше. И в результате можно набрать даже больше 100% (условно за двигатель начислят 50 баллов, за трансмиссию — 40, за электронику — еще 40, за мосты — еще 30), но будет ли это отечественный автомобиль?
С другой стороны, проблема с уровнем локализации в стране действительно есть. Произошло это потому, что в свое время Герман Греф внедрил в практику лозунг «промсборки», и в последние десятилетия политика определялась именно этим словом. А это значило: на любых условиях нужно пригласить сюда иностранные концерны, чтобы они здесь собирали свою продукцию. Ничего общего с закупкой технологий в этом нет.
Задача локализации тогда вообще не ставилась. А сборочные производства создавались на весьма льготных для иностранцев условиях (они, в отличие от российских производителей, пользовались поддержкой и своих, и нашего правительств). Фактически отдали рынок иностранным концернам и лишились своего реально глубоко локализованного легкового автопрома, который у нас был. Стоит ли удивляться тому, что наши производители постепенно закрылись?
Сегодня какие-то автокомпоненты все же производятся у нас (скажем, пластик, резина, стекла, возможно, штамповка). Но нередко то, что у нас называется локализованным производством, на самом деле отверточная сборка. Потому что в сложные производства (трансмиссий, двигателей и т. д.) иностранцы тут не вкладываются. Не делали этого и наши традиционные производители, поскольку они сразу были поставлены в условия неравной конкуренции.
Сейчас ситуация слегка меняется, поскольку Минпромторг с помощью балльной системы пытается стимулировать автоконцерны инвестировать в производство сложных агрегатов. По правилам, если автомобиль не набирает определенного уровня локализации, он должен выпадать из мер господдержки. Насколько эта система четко работает в автопроме, судить не берусь, но в сельхозмашиностроении она работает. Сейчас у нас есть реальные стимулы к тому, чтобы ставить (и производить) российские двигатели. Надеюсь, что и в автопроме это скоро заработает. Пока, насколько я знаю, есть проблемы.
Считаю, правительству надо углублять требования. Не просто говорить, чтобы ставили отечественную трансмиссию, а прописывать — что именно считается российской трансмиссией: что она должна быть сделана из нашего металла, что обрабатывать шестерни тоже должны у нас, собирать ее тоже здесь и т. д.
Источник: журнал «Собеседник»
Источник фото: Пресс-служба ПАРТИИ ДЕЛА