Юрий Крупнов: Экономике нужны новые капитаны, а не «перестановка роялей» - Партия Дела
Присоединиться

Глава Правительства Михаил Мишустин обрисовал контуры реорганизации и то, что он бы хотел получить на выходе. Всего сейчас таких институтов 40, включая приснопамятные «Роснано» и «Сколково».

Оптимизация будет вестись по нескольким направлениям. Часть структур будет упразднена, часть перейдет в другие организации путем слияния.

Инвестблок будет сформирован на базе ВЭБ.РФ, председателем которой является бывший вице-премьер Игорь Шувалов. В управление этой структуре переходят Корпорация МСП, Российский экспортный центр, ЭКСАР, «Роснано» и четыре фонда: «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд развития промышленности.

Часть функций еще восьми институтов развития будут перераспределены между ВЭБ.РФ и федеральными органами исполнительной власти. Сами эти институты развития будут ликвидированы. В части ликвидации речь в том числе идет о Фонде развития моногородов, Фонде развития Дальнего Востока и Арктики, а также АО «Особые экономические зоны».

Будут объединены и укрупнены институты развития со схожим функционалом — например, ГТЛК и «ВЭБ-лизинг», которые будут преобразованы в Единую лизинговую компанию. Также будет создан Универсальный банк — на основе МСП Банка и банка «ДОМ.РФ». Российская венчурная компания будет передана в управление Российского фонда прямых инвестиций.

В то же время реформировать госкорпорации, занимающиеся обороноспособностью и продовольственной безопасностью, не будут. Среди таких оказались «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», «Росавтодор», «Росагролизинг», «Россельхозбанк», АСВ, «Российский экологический оператор», «ДОМ.РФ», Корпорация развития Дальнего Востока и Корпорация развития Северного Кавказа.

О нынешней волне преобразований «Накануне. RU» поговорило с Юрием Крупновым, членом Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА и председателем набсовета Института демографии, миграции и регионального развития.

— Для начала хотелось бы узнать именно ваш взгляд на анонсированные преобразования институтов развития. Что стоит за всеми этими упразднениями и слияниями? Каков практический смысл в действиях Мишустина?

То, о чем объявил премьер, логически вытекает из задач, которые сегодня стоят перед возглавляемым им Правительством. Если хотите, Мишустин забирает под себя часть всех этих институтов, меняет организационный контроль над процессами, убирает ненужные в управлении звенья. Все логично, на мой взгляд.

Происходит своеобразный перехват управления в сферах, которые раньше либо плохо контролировались главой Правительства, либо не контролировались вовсе.

— Многие сегодня уже прямо заговорили о бессмысленности этих перестановок, о том, что не надо, мол, пианино двигать, а надо реформировать в целом систему. Как вы относитесь к таким заявлениям?

— Ну, комментировать я это не буду, а скажу вот о чем. К сожалению, заявленное реформирование опять упускает целевую функцию в этой деятельности. С одной стороны, все вроде бы правильно — сокращение аппарата, исключение дублирования функций и размыва полномочий, и еще много, о чем можно сказать с точки зрения правильности. С другой стороны, повторяюсь — не видно за всеми этими очередными реформами целевой функции, что позволит оживить экономику и добиться результатов.

— Это как переложить чемоданы без ручки в другие чемоданы без ручки, но побольше, и понести дальше? Отсутствует четко обозначенная цель и целеполагание?

— То, что сегодня происходит во всем мире, я имею в виду ситуацию с распространением COVID-19 и введение пока локальных локдаунов, все это, на мой взгляд, прикрытие для куда более серьезных процессов. Для меня также совершенно ясно, что перезапустить экономику России, вывести её на динамичный путь развития всеми предлагаемыми мерами невозможно. Отсутствует та самая целевая функция, как ответ системному вызову.

— А по вашему мнению, что должно происходить, точнее, какие меры и средства должно использовать наше Правительство?

— Мы их с коллегами, скажем, из ТПП (Торгово-промышленная палата, — прим. ред.) давно разработали и предлагаем. Ближайшая, срочная цель — создание в России примерно 50 «единорогов», мощных компаний в прорывных сферах с капитализацией бизнеса в миллиард долларов. Ускоренная реиндустриализация экономики страны под руководством новых капитанов — этих пятидесяти «единорогов».

— Извините, а найдем сейчас в нынешних условиях грамотных специалистов и управленцев для тех самых «единорогов»? Есть такой кадровый потенциал?

— Есть, конечно! Есть и грамотные, и молодые ребята, способные встать у «руля» новой экономики. Только экономику надо создавать, а не заниматься очередной реформой институтов развития или еще чего. Тут я опять о целях…

— Кстати, мы уже в этом году видели переформатирование национальных проектов. А что за этим стоит?

— То же самое, о чем я сказал выше. Вот появляется указ президента про национальные проекты, пусть в нем многое криво и косо, так сказать, было прописано, но были конкретные задачи и цели. С конкретикой по срокам — к 2024 году. Летом неожиданно появляются цели национального развития, и показатели, точнее их достижение, отодвинуты на 2030 год. И все стало настольно туманным и неопределенным, что сейчас уже невозможно, по-моему, четко сказать — мы куда идем и для чего? Совершенно же понятно, какая судьба будет у корабля, который двигается по океану без четкой цели. Куда этот корабль придет?!

— Да, возвращаясь к затеянному реформированию, многих почему-то сильно интересует судьба не самой реформы, а вот, скажем, где будет в дальнейшем работать Чубайс…

— Да, хороший пример. Где будет работать нынешний глава «Роснано», будет ли он вообще работать, на мой взгляд, вопрос совершенно вторичный. А первичный вопрос для нас — как эти отреформированные институты развития будут работать после всего и каких результатов стоит ждать? И будут ли эти самые результаты по итогу? У меня ответов, если честно, нет, а то, что нужно делать и запускать в стране, я обозначил.

Источник: ИА «Накануне.RU»

Источник фото: журнал «Тверские ведомости»

Следующая новость
Как за 20 лет в России изменилась дорожная система?