Александр Буренков: Данилевский указал путь развития России. Воспользуется ли власть его идеями?

Сложная международная обстановка и напряжение внутри России подталкивают к поиску идеологических опор, которые способны объединить народ и вернуть гармонию и стабильность государству
Такой опорой может стать учение Николая Данилевского, одного из основателей цивилизационного подхода к истории. Член Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА, директор Института
— В 2022 году исполняется 200 лет со дня рождения Николая Данилевского. Александр Васильевич, почему для России настолько велико значение его работ?
— Действительно, впереди важная дата, и не побоюсь сказать — от того, как Россия встретит эту дату, будет во многом зависеть наше будущее. Почему можно так категорично утверждать? Потому что пора уже, после более 30 лет реформ, объяснить причины драматизма истории, дать объективную оценку настоящего, обрести «образ будущего», вытекающий из нашего исторического опыта и соответствующий чаяниям нации. Очень тревожным «звонком» является факт, что гражданское общество «пропустило» две важнейших даты:
Ведь очевидно, что марксистская теория
А вот цивилизационная историософия Николая Яковлевича Данилевского легко справляется с этими задачами: Данилевский еще в 1869 году в книге «Россия и Европа» дал негативный прогноз будущего России, вплоть до полного её исчезновения и превращения в «почвенное удобрение» для других цивилизаций в случае, если Россия не выйдет из политической системы стран европейской цивилизации и не избавится от «болезни европейничанья».
— Что Данилевский подразумевал под словом «европейничанье»?
— Сегодня вместо этого названия часто используют другие: западничество, европоцентризм, вестернизм… Но термин «европейничанье» — более точный. Россия после петровской европейской культурной революции — единственная из всех мировых цивилизаций страна, элита которой перестала быть национальной, а стала инородной до неузнаваемости. Данилевский выделил три формы европейничанья: в быту, одежде, укладе жизни элиты; импорт политической системы западных учреждений; выработанная со временем привычка исходить из европейских интересов, а не из своих. Дошло до того, что первым (а значит — родным) языком у элиты был французский, а не русский. Отсюда востребованность гения Пушкина, который является, по сути, первым славянофилом: он увидел простую истину существования такого явления, как русский народ, в то время как элита считала себя европейцами. Помните, как он преподносит письмо Татьяны Лариной к Онегину? Как свой перевод с её французского оригинала на русский! Татьяна «выражалася с трудом на языке своем родном», поэтому написала письмо на французском, а Пушкин его переводит читателю, одаряя нас знаменитыми фразами: «Я к Вам пишу, чего же боле…». Когда под этим углом зрения наблюдаешь за настоящим, то возникает ощущение «дежавю»: наша элита вдруг заговорила на английском, это неплохо, но не получится ли так, что её дети, выученные в заграничных «имениях», не будут знать русский в качестве первого языка и «всё повторится с начала», как в песне?..
Царская Россия не смогла увидеть самого главного открытия Данилевского: государство должно управлять страной, как управляет садом садовник, считающийся с самобытным образовательным принципом, заложенным в генетический код развития дерева. Если не считаться с генетическим кодом дерева, а бесконечно прививать, обрезать, пересаживать, плохо поливать, не подкармливать его, то дерево может погибнуть и перестать служить садовнику. В этой аналогии садовник — государство (которым управляет элита), сад — это
Учение Данилевского всем своим текстом и контекстом вопиёт к нам, что весь драматизм нашей истории заключается в болезни «европейничанья», в измене высших сословий русскому государствообразующему народу, в игнорировании его
— Интересно, что понятие «государствообразующий народ» в этом году появилось в Конституции России. А как его трактует Данилевский?
— Данилевский использует понятие «господствующий народ», соответствующее закончившемуся периоду отстаивания государственности и перехода к цивилизационному этапу развития. Но именно на этом этапе формируется гражданская политическая нация. Термин «государствообразующий народ» Данилевский прямо не использует. Но само это понятие вытекает из его утверждений о необходимости предоставления представителям всех народов таких же прав, как и у «господствующего» народа. Поэтому термин «господствующий» на этапе цивилизации не отражает реальных общественных отношений и вместо него используется «государствообразующий».
Также ушло в прошлое понятие «инородец»: в связи с всеобщим семилетним, а затем и средним образованием в советский период, с почти повсеместным знанием русского языка, культуры, истории России, с образованием одного экономического и культурного пространства сформировалась единая политическая нация. Только более правильным её названием в советский период было бы не искусственное понятие «советский народ», отказывающее всем народам — прежде всего, русскому — в своей самобытной идентичности, а хотя бы «советская нация с русским государствообразующим ядром»; сегодня же — «российская нация с русским государствообразующим ядром» или просто — «русская нация». Потребность в этой
Это начинают понимать граждане других национальностей. Например, на заседании Всемирного русского народного собора в 2019 году прозвучал призыв от чеченцев: «Русские, станьте медведями, перестаньте быть кроликами!». Министр культуры Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров бьёт тревогу в интервью Царьграду: «…в первую очередь мы потеряем русский народ, который был стержнем этого государства. Который вокруг себя объединял все остальные народы… Поэтому я считаю, что миссия настоящих искренних братьев, младших, каковыми являются чеченцы и представители других народов, их миссия в том, чтобы вот такими полезными и достаточно острыми импульсами пробудить старшего брата и повернуть его к этой важнейшей проблеме… Это вопрос сохранения нашей с вами государственности. Это вопрос сохранения безопасности. Потому что первое, что мы с вами потеряем, это потеряем свой суверенитет, потому что без государствообразующей нации, без неё не будет государства».
— Александр Васильевич, расскажите о главных особенностях цивилизационной историософии Данилевского, чем она отличается от других общественных учений?
— Поскольку в нашем обществе хорошо известна
Цивилизационная историософия Данилевского является примером естественной научной системы в философии истории или историософии: субъектами мировой истории являются
Цивилизационная историософия Данилевского оппонирует марксистской философии истории, исходящей из совершенно другого подхода. Субъектом мировой истории является единая «общечеловеческая цивилизация», у которой своя Древняя, Средняя и Новая истории и которая в своем линейно восходящем развитии проходит последовательно ряд
Всё это искусственное деление мировой истории сделано западными учёными, обзирающими с высоты птичьего полёта историю своей цивилизации. Уже на теоретическом уровне отказывается в самобытности другим цивилизациям, которые западная историософия не рассматривает в качестве субъектов мировой истории, а объединяет всех в искусственный исторический субъект «общечеловеческая цивилизация», которая может являться предметом рассмотрения только богословия, имея в виду откровение о начале жизни, творении народов и конце света. При этом вершиной прогресса «общечеловеческой цивилизации», естественно, видится только Западная цивилизация, которая во «имя свободы, прогресса и демократии» уничтожает на своём пути к мировому господству всех, кто не может оказать сопротивления.
Идейным выгодоприобретателем доктрины «единства истории» «общечеловеческой цивилизации» является только Западная цивилизация, так как через призму именно её геополитических интересов её ученые рассматривают мировую историю. Сегодня, когда цивилизационный подход к мировой истории постепенно побеждает, они находят выход в тезисе, что Западная цивилизация — самая передовая в силу особого дарования к
Цивилизационная историософия Данилевского является теорией многополярного мира, теорией, в которой необходимость сохранения многообразия народов является базовым принципом. На это обратил внимание президент России Владимир Путин в своём выступлении на пленарном заседании XXII Всемирного русского народного собора 1 ноября 2018 г.: «… невозможно представить историю человечества без таких же неповторимых цивилизаций, как Индия, Китай, Западная Европа, Америка и многих других. Это действительно многоликая сложность, каждая грань которой дополняет и обогащает друг друга. И здесь хочу напомнить слова выдающегося русского мыслителя XIX века Николая Данилевского: „…Ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтобы она представляла высшую точку развития…“. Сегодня понимание такой сложности развития цивилизаций служит фундаментальной основой для многополярного мира, для отстаивания принципов международного права».
Одна цивилизация влияет на другую «мириадами» импульсов из всех сфер своей культуры: политической,
— Вы сказали, что книга «Россия и Европа» была издана в 1869 году. Получается, что царское правительство имело на руках полноценную самобытную идеологию. Как оно отнеслось к учению Данилевского?
— Интересно, что главный труд Маркса «Капитал» был только что издан на немецком языке, а на русском языке первый том появился только в 1872 году. Плеханов начал пропагандировать марксизм через 14 лет после появления книги «Россия и Европа»! Царское правительство не смогло увидеть действие промысла в явлении ему новой цивилизационной историософии и действовало вопреки ей себе на погибель. В творческом наследии Данилевского содержится вся необходимая национальная идеология и стратегия организации исторического движения России как
Из всех идей Данилевского верховная власть взяла только идею панславизма: решала задачу освобождения славянских народов от Турецкого владычества. Эта задача была решена в результате войны с Турцией в 1877–78 годов, но в силу невыполнения главного условия успеха панславизма — выхода России из политической системы Европы — большая часть завоеваний была добровольно сдана на Берлинском конгрессе, на что Данилевский откликнулся статьёй «Горе победителям!», перефразировав известное, приписываемое вождю галлов Бренну, изречение «Горе побеждённым!».
Хоть Данилевский и основал теорию геополитики, которая естественно вытекает из его теории
Именно в этом коде содержатся основные типичные психические черты народного характера: у русского народа это благость, милосердие, коллективизм; у западного человека — насильственность, индивидуализм, стяжание материальных благ как главный смысл жизни. Именно эти черты народного характера определяют самобытную национальную идею каждого народа. У Запада это идея бесконечного расширения на весь мир в целях достижения мирового господства. У
Также есть отличие в принципах организации
Другое важное понятие — «энергия общественных творческих сил»: объём её ограничен как потенциалом своего образовательного принципа (кода), так и ходом дополнительного собирания запаса творческой энергии в этнографический период и период государственного строительства и его отстаивания. На цивилизационной ступени истории происходит растрачивание этой энергии. Поэтому закон экономии энергии народных творческих сил является самым важным теоретическим подспорьем политической элиты. Если эту энергию растрачивать на искусственные эксперименты, как у того садовника, то её может не хватить не только на поддержку такого государства, но даже на продолжение собственно самой жизни
Учение Данилевского показывает нам, что все сферы культурной жизни общества должны пребывать в гармонии с требованиями (чаяниями) народных начал государствообразующего народа. Современная разбалансировка в странах Западной цивилизации является самым ярким примером правоты учения Данилевского: политика «мультикультурализма» не соответствует требованиям народных начал человека западной цивилизации — отказ от традиционных ценностей, разрушение семьи привели к потрясениям.
Причина революций 1917 года — как раз в полном несоответствии устроения политической,
— Получается, что негативные прогнозы Данилевского пока сбываются. А позитивные?
— Просто он негативным прогнозам уделил гораздо меньше внимания, чем позитивным, поэтому современный читатель видит только его главную идею создания Всеславянского союза со столицей в Константинополе. А раз этого не произошло, значит всё учение неверно. Но,
Болезнь «европейничанья» в высших сословиях царской России дала возможность элите «малых народов» уходить от русской этнокультурной самоидентификации, как это естественно происходило на Руси Московского периода, в сторону европейской.
Данилевский писал: «… после того как жизненная обстановка высших классов русского общества лишилась своего народного характера, сделалась общеевропейскою — такой исход открылся. Чтобы выступить на арену общей государственной жизни России, нет надобности делаться русским по нравам и обычаям, даже нет возможности делаться русским в этом смысле, а надо принять на себя общеевропейский облик. Но этот общеевропейский характер, который по существу своему враждебен характеру
Главный прогноз — о неизбежности в будущем войны с объединённой Западной цивилизацией или с её частью. Но эту войну Данилевский рассматривает как очистительную, долженствующую восстановить былое единство русской элиты и народа допетровской Руси. Война с Германией и её союзниками, начатая в 1914 году, привела к краху Российской империи, но в результате Октябрьской революции сохранилась государственность в виде СССР, в котором проблема разделения народа на два была решена: было построено бессословное общество. Конечно, революция произошла, возможно, только в силу невыполнения всего одного условия Данилевского: Россия не вышла из политической системы Европы и стала стороной конфликта в по сути гражданской войне родственных народов Западной цивилизации.
Война 1941–45 годов с Германией, объединившей всю континентальную Европу, вошла в нашу историю как Великая Отечественная война. Россия в юридической форме СССР победила в этой войне в силу решения главной исторической задачи конца 19 века — преодоления (пусть даже на искусственной идее «советского народа») разделения народа на два «инородных» по отношению друг к другу, что в
Но самый грозный прогноз Данилевского касается исторического периода, в котором мы живем сегодня: он писал, что самой опасной для России будет ситуация, когда Западная цивилизация объединится полностью. С 1945 года нам впервые в истории противостоит объединенная Западная цивилизация во главе с США. «Холодная война» не стала «горячей» только потому, что Россия (в юридической форме СССР) является самобытной
— Расскажите, когда вы узнали о цивилизационной историософии Данилевского? Как к вам пришло это учение?
— Знаете, кто ищет, тот всегда найдёт. Как и большинство людей моего поколения, я был воспитан материалистом. Тем более что я родился в Норильске, вырос в Мурманске, где и
Критическое осмысление коммунизма появлялась автоматически после вступления молодого человека в реальную жизнь, факты которой далеко не всегда вписывались в исповедуемую идеологию. Оказывалось, что отнюдь не все граждане придерживаются морального кодекса строителя коммунизма, в этом я стал убеждаться уже в мурманской высшей «мореходке», многое дал мой единственный шестимесячный рейс в 1979 году, в течение которого были заходы на Кубу, Перу, Нигерию,
Потом работа мастером, начальником цеха завода «Центросвар» в Калинине (Тверь) показала, что система государственного социализма и планирования всего и вся из одного центра неэфффективна: планировалось много того, что не надо, а то, что надо — не планировалось. Например, приезжаешь на Одесский или Пинский станкозавод по рекламации, что
Поэтому советский человек в
Со временем я решил исследовать социализм в виде кооператива. С 1988 году мы с друзьями открыли кооперативы по
В этот период я начал быстро двигаться к Церкви. Теперь понимаю, что если человек ищет смысл жизни, то Бог его не оставит. Сижу
Очень скоро именно из церковной среды в мою жизнь пришла книга Данилевского «Россия и Европа», с ней нас познакомил отец Николай из Крыма. А он, в свою очередь, узнал о Данилевском благодаря тому, что стал участвовать вместе с активистами и родственниками Данилевского в восстановлении его могилы. Данилевский был похоронен в своем имении Мшатка (около Фороса), потом могила была закатана в асфальт, на этом месте проводились пионерские линейки и костры. Крымские активисты проделали громадную работу.
В 2015 году наш институт проводил конференцию вместе с Госсоветом республики в Симферополе. После неё власти Крыма присвоили могиле Данилевского статус памятника республиканского значения. А после Ливадийского форума 2019 года, в котором участвовал наш институт, по инициативе Валентины Ивановны Матвиенко и Главы республики Крым Сергея Аксенова могиле Данилевского присвоили статус памятника федерального значения. Я думаю, надо на части имения ученого сделать музей, библиотеку, гостиницу с
— В чём заключается актуальность, востребованность учения Данилевского в сегодняшних реалиях?
— Посмотрите на карту: как резко обострились проблемы на границах России. Украина рвётся в Европу и НАТО, находится под внешним управлением США, взят курс на ликвидацию русского языка. Лукашенко
В случае успеха этой стратегии Запада дестабилизация перекинется и на Россию: в России проживает много народов тюркского происхождения. Нет никаких сомнений, что без обретения собственной самобытной национальной идеологии и стратегии исторического движения России в качестве руководства к действию Россию ждут ещё бОльшие потрясения, чем те, которые мы пережили с развалом СССР. Такая идеология и стратегия с чёткими национальными интересами содержится в цивилизационной историософии Данилевского. Наша задача её освоить, применить к анализу прошлого и настоящего и увидеть черты «Образа будущего» России, которые будут очень привлекательны для всех народов страны. С позиции учения Данилевского можно объяснить феномен «возрождения» идеи пантюркизма и доказать, что она является следствием старой
Вопрос объединяющей национальной идеологии стоит как никогда остро — более остро, чем даже в 1917 году. Наш исторический противник, Западная цивилизация, объединён и как и во времена всех
— А что такое национальная идея по Данилевскому, если коротко?
— «Общее» в национальных идеях всех народов — это благо своего
В силу драматизма нашей истории русскому народу в петровской России отказано было в субъектности
— Значение идей Данилевского для геополитики понятно. А как согласно его учению Россия должна устраивать внутренние дела?
— Данилевский специально ушел от прогноза основных черт будущего
Разделяя все сферы культурной жизни на четыре разряда — религиозную, политическую,
И что мы видим, обращаясь к недавнему советскому прошлому? Именно
В этом наше отличие от Китая, который смог решить свою аналогичную задачу, потому что перед ним не стояла проблема китайского народа, разделенного на китайское простонародье и «японствующие» высшие сословия. При Дэн Сяопине компартии надо было отказаться всего лишь от одного принципа — полного огосударствления всей экономики. У советского руководства, измотанного недавней войной и памятью о репрессиях, просто не хватило пассионарности на необходимый рывок.
Нам надо понимать, что мы не сможем достойно ответить на новые геополитические вызовы, если не определимся с принципами организации
— Какие ваши планы на ближайшее будущее?
— План один: обратить внимание общества и государства на необходимость организации самого широкого празднования
— Чего вы ждете от празднования юбилея Данилевского в 2022 году?
— Общественный консенсус при оценке причин драматизма нашей истории, формировании «Образа будущего» и эволюционных путей к нему. Мы понимаем, что одним из условий достижения такого консенсуса должна стать самая широкая общественная дискуссия, в которой должны быть представлены и критически осмыслены все точки зрения общества.
Эта громадная работа требует участия основных научных заведений страны, общественных и государственных деятелей. Такой результат не под силу нашему скромному негосударственному институту, которому, правда, в следующем году уже 20 лет.
Источник: сетевое издание «Регионы России»
Источник фото: сетевое издание «Регионы России»