Почему в регионах ничего не хотят знать о бюджетном планировании
Принятие региональных бюджетов, обычно являющееся событием рядовым и рутинным, в этом году не обошлось без скандала
Уже второй месяц в соцсетях не утихают страсти по поводу выступления оппозиционного депутата Сергея Бойко, раскритиковавшего бюджет Новосибирска. Впрочем, на поверку оказывается, что подобная ситуация для российских регионов не уникальна.
«Бюджетное планирование», «сбалансированность главного финансового документа» — чиновники часто произносят эти красивые слова, однако на самом деле большинство региональных бюджетов верстается, что называется, на глазок.
Возможность же получения помощи из федерального бюджета по факту не что иное, как конкурс регионального лоббизма. Чем больше политический вес у того или иного губернатора, тем больше средств из центра поступит, а дотации из федерального центра на медицину и образование выделяются исходя из подушевого финансирования.
Ещё одна возможность получить средства из федерального бюджета — предложить реализацию какого-либо проекта. По словам экспертов, в администрациях некоторых регионов существуют целые подразделения, занимающиеся написанием заявок на получение такого финансирования. «Все бюджеты строятся по системе лоббизма и необходимых трат, без которых не обойтись. В результате основные расходы — это социальные и административные. А дальше идут расходы, которые связаны, скажем, с дорожным строительством и прочим, то есть всем тем, где можно построить «сладкие схемы», — резюмирует член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — По факту реального бюджетного планирования у нас нет, и все это прекрасно понимают».
Получается, что собственные деньги региона чиновники зачастую тратят на себя любимых, а на школы и больницы, понятное дело, Москва пришлёт.
Так, например, в 2020 году мэрия Челябинска на ремонт санузлов у себя в здании потратила 6 млн рублей. Для сравнения: траты городского управления здравоохранения в прошлом году составили всего 4 млн рублей.
Похожая ситуация и в Республике Марий Эл. Несмотря на то что власти региона бюджет-2021 называют социальным, это не помешало им сократить расходы на оказание амбулаторной медпомощи. Зато расходы на автобазу правительства республики будут увеличены аж на 9 млн рублей.
Впрочем, ругать власти регионов за бездумные траты было бы не совсем верно. Налоговая система в России построена таким образом, что большую часть налоговых поступлений забирает себе федеральный центр. «До 2000-х годов соотношение было примерно 60 на 40% в пользу регионов. Но за прошедшие 20 лет всё перевернулось: теперь регионам остаётся меньше 40% налоговых поступлений, — объясняет Юрий Крупнов. — Поэтому по большому счёту регионы, особенно на муниципальном уровне, не имеют серьёзных возможностей и условий для составления мало—мальски приличного бюджета». По словам эксперта, в своё время этот налоговый перекос в сторону Федерации был сделан для решения проблемы регионального сепаратизма, однако в итоге система распределения стала гиперцентрализованной.
Полностью материал читайте в газете «Наша версия»
Источник фото: газета «Наша версия»