«Навальный или «ЕР» — искусственный выбор. Оба варианта хуже»
О том, как можно было бы избежать кризиса и какие уроки стоит извлечь из произошедшего в 2020 году, рассказал президент Ассоциации «Росспецмаш», председатель Московского экономического форума, лидер ПАРТИИ ДЕЛА Константин Бабкин
Максимальный спад промышленного производства с 2009 года зафиксировали в Росстате, снижение составило 2,9%. И это несмотря на меры поддержки, которые анонсировали власти. Естественно, снижение промышленных оборотов негативно скажется на всей экономике.
— В Росстате по итогам года отметили снижение промышленного производства. Как вы считаете, продолжится ли спад в этом году? Какие будут последствия этого спада?
— Я думаю, что падение продолжится, снижение составит 1–2%, не берусь предсказать точные цифры, они зависят от многих факторов, и даже от методов ведения статистики, которую Минэкономразвития готовит. Они могут «накрутить» и плюс, и минус, у нас статистика такая — управляемая.
Но, тем не менее, все равно можно предсказать, что будет продолжаться стагнация, потому что в России до сих пор нет внятной экономической политики. Нам не объяснили, куда мы идем, что развиваем, к чему стремимся. То мы стремимся влиться в мировую экономику, хотя бы на вторых ролях, то говорим, что надо свое производство развивать, и это все отражается на решениях в налоговой, финансовой, торговой политике. И в итоге инвесторы боятся вкладывать деньги, молодежь не стремится получать профессии, связанные с созиданием, с производством, люди находятся в дезориентированном состоянии, из всего этого следует, что стагнация, кризисное состояние, в котором мы пребываем больше 30 лет, будет продолжаться и в наступившем году.
— То есть между катастрофическим 2020 годом и всей экономической политикой последних 20 лет вы не видите особой разницы, урон и от того, и от другого?
— В чем-то получше стало, в чем-то похуже. Но в целом, проблема отсутствия четкого взгляда остается, да.
— Кризис, как вы и говорили — не только потери, но и новые возможности? Вот у вас планируется открытие нового тракторного завода на площадке Ростсельмаша, как это стало возможно? Расскажите о проекте?
— Новые возможности связаны с тем, что, может быть, очередной виток кризиса заставит правительство более трезво смотреть на вещи. Эти надежды подтверждаются тем, что предыдущие потрясения приводили к небольшим, но улучшениям. В частности, лет шесть назад, после очередного кризиса, появилась «Программа 1432», стали пусть и не так последовательно, не так сильно, но поддерживать сельхозмашиностроение, и это все привело к тому, что оно начало расти и увидело перспективу. Эта перспектива пока неясная, нечеткая. В прошлом году сельское хозяйство развивалось, в этом году я не уверен в том, будет ли оно развиваться, потому что власти вводят экспортные пошлины. А значит, будет сбиваться цена на продукцию сельского хозяйства, но, тем не менее, постепенно ситуация улучшается.
И вот по крайней мере в нашей отрасли перспектива стала более благоприятной, стало экономически не так рискованно делать крупные инвестиции. И в Ростсельмаше мы приняли решение, что пора расширять производство, расширять ассортимент, заниматься разработкой других машин, пора строить завод, на котором можно будет производить тракторы и другую технику. Предприниматели следят за атмосферой, чувствуют ее.
— Также компания Veles, которая расположена в Алтае и состоит в ассоциации Росспецмаш, увеличила выручку на 300% по результатам 2020 г. Как это удалось?
— Таких компаний в этом регионе на самом деле штуки три, Veles прошла по новостям, у них на 300% поднялся оборот — такая выдающаяся цифра, но она не входит в бизнес Ростсельмаша, это независимая компания, хотя, действительно, входит в нашу ассоциацию, является частью отрасли, мы рады успехам коллег. Почему такой рост? Почему тракторный завод строит Ростсельмаш? По той же причине и растет производство у компании Veles. Появились такие робкие, нестабильные меры поддержки, буквально ростки — но уже даже это приводит к тому, что у компаний появляется чуть больше финансовых возможностей, чуть больше энергии, чуть больше специалистов, растет экспорт, в том числе и в Китай, и в Германию, да вообще наша сельхозтехника в 40 стран мира поставляется, в прошлом году начались поставки в такие страны как Объединенные Арабские Эмираты, Эфиопия. Еще несколько лет назад было сложно представить, что мы туда доберемся.
И потенциал при этом остается очень большим, коллективы готовы его реализовать, если у правительства все-таки появится четкое понимание, что ему это все нравится, что оно готово это развитие поддерживать — снижением налогов, предоставлением дешевых кредитов.
— Если говорить о перспективах нынешнего года, то что можете сказать об общественно-политических силах, представленных в стране?
— В политическом плане сейчас опять, хотя это было и раньше, в период болотного движения, столкнулись две силы: провластные — «Единая Россия» и такие «засланцы» условного Запада в виде Навального. Нам, сельхозпроизводителям, промышленникам, не нравится ни политика «Единой России», о чем я и говорил, и нам не нравится и то, что с собой несут либералы, глобалисты-спекулянты, которые стоят за Навальным.
У Навального в экономической программе написано, что деньги надо из России выводить, складывать на Западе, так поступает Норвегия, и «вот это нам доктор прописал». Но это неправильно. В это время здравые политические силы, например, ПАРТИЮ ДЕЛА, правительство «гасит», подавляет, не пускает на выборы, оставляя в политическом, информационном поле два выбора: либо Навальные, либо «Единая Россия». И оба варианта хуже. Думаю, в следующем году ждать какого-то прорыва в экономической, политической повестке не стоит.
— Как планируете активизировать работу, в частности работу Московского экономического форума?
— Форум сейчас в сложной ситуации из-за пандемии, нельзя собрать много людей в одном месте, а нам бы хотелось. Поэтому будем продолжать разъяснительную работу, стабильную и последовательную, объяснять, что все реально может быть лучше, для этого есть реалистичный рецепт, все есть для развития, надо просто этого захотеть, добиться разумной политики правительства. И пока именно этим мы занимаемся — разъяснительной работой.
Источник: ИА «Накануне.RU»
Источник фото: ИА «Накануне.RU»