Правление Общероссийского Движения Поддержки Флота: итоги и задачи на тридцатый год деятельности ДПФ - Партия Дела
Присоединиться

Итоговое заседание Правления Общероссийского Движения Поддержки Флота — ДПФ — как всегда прошло в московской штаб-квартире ДПФ на Садовой-Кудринской, 11. Актив ведущего объединения морского сообщества страны подвёл баланс сделанного в интересах флота в уходящем году и наметил план работы на юбилейный для Движения 2021-й год.

Геополитические проекты и региональные дела

Для ДПФ, как и для страны, 2020 год выдался крайне непростым из-за пандемии коронавируса. Подвижники флота были вынуждены перенести множество запланированных мероприятий. Тем не менее, ключевые задачи из годового плана выполнены, считает председатель ДПФ, член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.

Он отметил, что когда был создан Общественный Совет по подготовке к 300-летию Российского флота в 1991 году, впоследствии преобразованный в ДПФ, многие скептически отнеслись к попыткам реализации любых патриотических проектов в то время, а тем более к инициативе масштабного объединения общества на благо военно-морского, морского транспортного, речного и рыбопромыслового флота, морской пограничной береговой охраны, судостроительной и судоремонтной промышленности, морской науки и образования.

В то время заявили о своём желании работать порядка 45 флотских организаций, однако к 2020 году из реально действующих на этом поприще общественных общероссийских объединений осталось только ДПФ. Выражение — «один в поле не воин» тут точно не подходит. Тем более, если этот «один» — всероссийская флотская организация с отделениями в 63 регионах страны, в которых состоит более 50 тысяч человек, последовательно отстаивающая морской, океанский, Петровский вектор национального развития.

Как было отмечено, уходящий год прошел под сенью знаковой даты — 200-летия открытия Антарктиды экспедицией русского флота под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. В январе, в великий день геополитического юбилея, во взаимодействии с рядом государственных организаций, Движение провело Всероссийскую конференцию, которая стала венцом многолетней работы актива ДПФ в интересах популяризации подвига великих русских моряков-первопроходцев и его современного использования для укрепления российского присутствия на шестом континенте и международного престижа России.

«Венец» этот опирается на многолетние усилия ДПФ, которое ещё в 2012 году в письме Председателя Движения к Президенту России и затем на всероссийской конференции в Доме Ученых в Москве выдвинуло инициативу объявить 2020 год — Годом 200-летия открытия Антарктиды и приурочить к нему океанский поход парусников по маршруту российских первооткрывателей.

Идея эта, инициированная Движением, как это и принято в ДПФ, была доведена до необходимого результата. В 2020 году состоялось и успешно завершилось плавание трёх больших парусников Росрыболовства и Сибирской яхты океанского класса «Елизавета», на борту которых по маршруту экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева прошли курсанты вузов Росрыболовства и Росморречфлота, юноши из многих регионов России.

Михаил Ненашев особо подчеркнул, что знаменательная дата 200-летия открытия Антарктиды в 2020 году — это не только обращение к героическому прошлому нашей страны. Позиция ДПФ в том, чтобы осмысление того подвига придавало импульс для решения задач, связанных с развитием деятельности России в Антарктиде и в Антарктической зоне сегодня и в будущем, и достижении других целей, которые стоят перед Россией в контексте ее развития как великой морской державы. «Именно поэтому уже много лет во всех «антарктических» мероприятиях ДПФ мы приглашаем ведомства и организации, которые должны быть заинтересованы в успешном достижении данной цели», — пояснил М. Ненашев. В конференциях и круглых столах ДПФ участвуют ученые-океанологи и полярники, судостроители, гидрометеорологи, рыбаки, моряки-транспортники, лётчики, к числу которых считаем важным добавить представителей Ростуризма, а также структур, развивающих взаимодействие России с Латинской Америкой, как наиболее «морского» континента, ближе всего соседствующего с Антарктикой.

По мере того, как Москва всё активней развивает статус великой океанской и полярной державы, расширение российского присутствия на шестом континенте и в его географическом «предполье» — Латинской Америке, отвечает научным, экономическим и геополитическим интересам нашей страны, отмечалось на заседании. Только активные всесторонние усилия России как страны-первооткрывательницы Южного континента и ведущей мировой державы, уверены в ДПФ, способны обеспечить защиту отечественных интересов и позиций в Антарктиде при любом возможном развитии ситуации на планете в перспективе к середине столетия, когда истечет срок соответствующего международного Договора.

В разгар этой дискуссии как подтверждение ее актуальности всем участникам и гостям заседания Правления ДПФ была роздана брошюра, обобщающая вклад энтузиастов флота в подготовку и достойное проведение 200-летия исторического открытия шестого континента.

В Движении Поддержки Флота работа по любому значимому направлению осуществляется по принципу объединения всех способных к действию организаций, структур с пользой для Отечества и в интересах задействования морского потенциала страны. И обязательно через соединения высокого, духовного, исторического с современным.

По инициативе ДПФ, в рамках реализации Пикулевского общественно-государственного проекта руководство НК «Роснефть» присвоило имя великого русского писателя, моряка Валентина Пикуля головному арктическому танкеру ледового класса Arc 6, построенному на самой современной отечественной верфи — ССК «Звезда» в городе Большой Камень под Владивостоком.

И благодаря главному участию ДПФ, в честь Валентина Саввича Пикуля, одного из самых популярных писателей страны в ХХ веке, выпускника Школы Соловецких юнг, матроса-североморца, был открыт памятный знак в центре Петербурга.

В 2020 году в Культурном центре Вооружённых Сил России была проведена Всероссийская Ушаковская беседа, приуроченная к 275-летию со Дня рождения прославленного флотоводца. Популяризация личности непобедимого русского адмирала, его наследия и заветов новым поколениям моряков России — традиционное направление работы Движения на протяжении всех 29 лет его существования. Другая знаковая личность — основоположника регулярного флота России, создателя империи и великой морской державы — Петра Великого — идеологический стержень, вокруг которого ДПФ выстраивает свою просветительскую и консолидирующую общество деятельность. Наряду с традиционными церемониями воздания почестей к памятникам Государю в Москве и других городах страны, региональные организации ДПФ в российских областях, республиках, краях организуют много значимых акций.

«Движение, как всегда на главном направлении, объединяя институты общества, власти, используя даты истории, работает на поступательное развитие и эффективную трансформацию отечественного флота, судостроения, морской, речной транспортной отрасли, морской науки», — отметил Михаил Ненашев.

Его слова красноречиво проиллюстрировали другие выступающие. «Вопреки всем ударам пандемии и связанных с ней финансово-экономических кризисов гражданское судостроение России завершает год значительным продвижением вперед», — сообщил член Правления ДПФ, директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Борис Кабаков. По его данным, по итогам трех кварталов 2020 года судостроительная промышленность РФ построила на 30% больше судов и морской техники, чем годов ранее, а по году прогнозно, эта цифра составит порядка 20%, — достойный показатель на фоне мирового экономического кризиса, не миновавшего и нашу страну.

Не обошлось без потерь. Пандемия унесла жизни нескольких региональных руководителей областных организаций Движения, членов ДПФ. Их семьям была оказана материальная поддержка. Финансовая помощь была направлена и Духовному центру моряков и речников России — Храму Николая Чудотворца на Лодочной в Москве.

Морской потенциал — магнит межотраслевого значения

Добрая половина из четырехчасового времени заседания была посвящена проблеме профориентации молодёжи в интересах отечественного кадрового обеспечения флота, судостроения, судоремонта, отечественной промышленности и морской науки.

Член Правления ДПФ, первый ректор Севастопольского государственного университета, а ныне ректор Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П. А. Соловьева Валерий Кошкин рассказал о проблемах профориентации в регионах на примере собственного вуза. По словам вузовского руководителя, большой проблемой для отечественного производства является отток молодежи из региональных промышленных центров. А также огромный дефицит школьных учителей естественных наук высокого уровня в небольших городах, что уменьшает число абитуриентов, интересующихся техническими специальностями и способных освоить их.

«Для решения данных проблем необходимо выработать стратегию профориентации. Наладить взаимодействие производств, муниципалитетов и органов образования, направленное на закрепление молодежи в родных городах. В Китае, например, есть специализация регионов по отраслям промышленности, что является мощным подспорьем процессам профориентации молодежи. У нас над этим нужно работать», — сказал Валерий Кошкин.

В ходе дебатов прозвучали мнения, что мечта о море может и должна стать стимулом к освоению не только флотских и судостроительных профессий, но и мощным магнитом для привлечения молодежи к инженерным специальностям и научно-техническому поприщу вообще, развитие которого на межотраслевой и межведомственной основе позволит повысить качество подготовки кадров в интересах всех технических вузов. Так, напомнили выступающие, самым сложным инженерным сооружением цивилизации в начале ХХI века признан не космический корабль, не самолет и не АЭС, а атомная подводная лодка. Поэтому участие в разработке современной морской и подводной техники — настоящий вызов для молодежи научно-технических вузов, требующий создания системы межотраслевой и межведомственной кооперации в образовательной сфере.
Участвовавший в заседании Правления ДПФ, начальник отдела конвенционной подготовки, дипломирования и учебных заведений Росморречфлота Андрей Сюткин рассказал об успешном опыте создания Морского федерального ресурсного центра в целях профориентации.

В учреждение, начавшее работу в 2016 году, сегодня входят 24 филиала разбитых по бассейновому принципу. В организацию вошли парусные клубы, клубы юных моряков и другие детско-юношеские морские объединения. В этом году Центру удалось провести порядка 400 тематических мероприятий. В их число вошли Всероссийская конференция «Море — детям», онлайн-семинар «Ходили мы походами», ряд совместных с ДПФ акций, посвященных 200-летию открытия Антарктиды.

По поручению Президента России успешно реализуется и проект по созданию Дальневосточной парусной школы «Школа под парусами». В настоящее время Средиземное море пересекает приобретенный для неё парусник «Славянка». Параллельно ведется работа по созданию навигацких школ на базе отраслевых вузов и училищ Росморречфлота. «Детям достаточно пару раз по-настоящему выйти в море, чтобы определиться со своей будущей профессией», — подчеркнул Андрей Сюткин.

Опытом взаимодействия с образовательными учреждениями поделился директор Департамента управления персоналом Объединённой судостроительной корпорации Эдуард Бобрицкий. Он отметил, что среди школ становится популярным промышленный туризм, когда школьников приглашают на экскурсии на работающие предприятия.

Также положительно показывает себя организация ОСК судостроительных классов. Эдуард Бобрицкий привел пример классы в Нижнем Новгороде, куда приходят мастера судостроительного завода «Красное Сормово» и рассказывают о своей профессии. В одной из школ 8 из 10 девочек такого класса решили связать свою будущую профессию с судостроением.

Параллельно ОСК организует профориентационный социально-просветительский проект «Царь-плотник», победители которого получили путевки в детский центр «Орленок» и смогли стать участниками похода на больших учебных парусниках.

Председатель Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве России Лев Клячко, в свою очередь, предложил направить в Минобрнауки предложение об активизации взаимодействия учебных организаций и промышленных предприятий. Это позволит обеспечить положительный мультипликативный эффект как для образования, так и для производства и экономики страны.

Как это принято в ДПФ, сфера внимания которого тематически шире полномочий любого ведомства, прозвучали предложения проработать взаимовыгодные проекты прямого взаимодействия между вузами, относящимися к разным ведомствам.

Так, например, студентам РГАТУ им. имени П. А. Соловьева, которые интересуются вопросами робототехники и автономных носителей, можно было бы предложить пройти стажировки в лабораториях и научно-инженерных центрах вузов Росморречфлота, добившихся серьезных успехов в проектах прикладной робототехники и систем безэкипажного судоходства, прежде всего в МГУ имени адмирала Г. И. Невельского и ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова. Не страшно, если часть ребят в итоге увлечется морской инженерией, а в будущем, возможно, найдет себя на флотском поприще. Неизбежно возникнет и встречный поток тех, кому стажировка в Рыбинске, в том числе, в творческих центрах и проектных командах РГАТУ и ОДК, станет путевкой в небо или на авиапроизводство.
Проекты с десятилетней перспективой

Михаил Ненашев отметил, что, как и в случае с популяризацией «русской» Антарктиды, проекты ДПФ в 2021 году, будут реализоваться с перспективой на 10 лет минимум.

Среди таковых — Всероссийская конференция, посвящённая вопросам объединения потенциалов флотских ведомств, структур. Апрельское мероприятие планируется посвятить вопросам синергии морских, водных организаций и структур России — государственных, общественных, научных, экономических, предпринимательских, образовательных, творческих в интересах содействия эффективному развитию Российского Флота в концептуальном и практическом аспекте.

На ноябрь запланировано проведение Всероссийского круглого стола в интересах содействия подготовке кадров инженерного, технического состава для Флота. А в июне пройдет второй всероссийский морской и речной экологический природоохранный форум. На середину месяца — создание и установка памятника выдающемуся публицисту России, историку военной, морской славы нашего Отечества, капитану 1 ранга Карему Багировичу Рашу, на творческое наследие которого ДПФ обязательно опирается в своей воспитательно-патриотической работе, издательских и мультимедийных проектах на десятилетие вперед.

При обсуждении вопроса члены Правления: Вадим Антонов, Первый Заместитель Председателя ДПФ, капитан 1 ранга; Евгений Черняев, Герой России, Командир Глубоководных обитаемых аппаратов «МИР-2» Института океанологии Российской Академии Наук; Вячеслав Сержанин, вице-адмирал, Преподаватель Пограничной Академии ФСБ России; Алексей Кравченко, Советник Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта; Ольга Домарева, Руководитель отдела проектов и программ ДПФ; Владимир Валуев, адмирал, Командующий Балтийским флотом в период 2001—2006 гг., Олег Яковенко, Председатель Профсоюза работников водного транспорта России; Владимир Мальцев, капитан 1 ранга, Председатель Московского городского отделения ДПФ, Заместитель Председателя ДПФ; и другие участники внесли ряд предложений по наполнению плана работы ДПФ в юбилейный — 30-й год деятельности общероссийской организации флотской общественности.

Развитие морской составляющей России — в объединении ресурсов

В завершении заседания прошло традиционное награждение флотских товарищей и представителей других сфер за успешное взаимодействие с пользой для России и Флота. В недавнем прошлом командующий Балтийским флотом, адмирал Владимир Валуев и Председатель ДПФ Михаил Ненашев вручили им адмиральские кортики и бинокли.

Собравшиеся, обсуждая итоги сделанного и задачи на перспективу, не могли не отметить, что за неполные 30 лет работы «фирменным» признаком Движения стал поиск консолидирующих инициатив, не ограниченных узковедомственными интересами и фальшивой политкорректностью. Как подчеркнул Михаил Ненашев, и отмечали все выступавшие, за 29 лет ДПФ стало востребованной, действенной экспертно-общественной площадкой, на которой представители всех составляющих частей отечественного флота, военные и гражданские моряки, судостроители, рыбаки, речники, портовики, моряки-пограничники, представители флотской науки, культуры и образования, с принципиальных позиций обсуждают узловые проблемы флота и составляющих его отраслей, задачи полноценного(!) разворота страны к океанским горизонтам, сохранения и популяризации флотских традиций и наследия морской России.

Источник: газета «Морские вести России»

Источник фото: газета «Морские вести России»

Следующая новость
Все достижения в российском сельском хозяйстве могут быть перечеркнуты из-за введения пошлин на экспорт зерна