В России растет (и будет расти дальше) госдолг - Партия Дела
Присоединиться

Большинство экспертов сошлись на мнении, что большой госдолг — это скорее плохо, но заимствования российского Минфина пока не несут никаких рисков для финансовой системы. Но зачем вообще Россия берет деньги в долг?

В консервативном российском обществе любые долги воспринимаются негативно — это кредитная кабала, из которой выбраться невозможно (и в которую по жизни попадают жители большинства западных стран). Тем не менее, в последние годы ипотечные кредиты стали восприниматься в обществе гораздо лучше — кредит оказался выгоднее аренды, да и с самыми невыгодными микрозаймами начал бороться Центробанк. Однако, когда речь заходит о государственном долге, понять это становится сложно — ведь зачем России занимать (и платить за это проценты), если у страны есть огромные резервы в ФНБ?

Масла в огонь подливает свежая статистика — в конце февраля Счетная палата отчиталась о размере госдолга страны и его движении в течение 2020 года. Как оказалось, за год долги выросли почти на 40% и составили около 19 триллионов рублей. Это 17,8% от суммы ВВП, а еще примерно соответствует доходной части бюджета. Другими словами, Россия задолжала примерно столько же, сколько за год получает федеральный бюджет.

Много это или мало? Если сравнивать с госдолгом некоторых других стран — то не очень много, например, у Японии госдолг составляет 227% от ВВП, в США — почти 127%, в среднем по еврозоне — 120% от ВВП. С другой стороны, такую вещь, как внешний госдолг можно рассмотреть в динамике:

Как можно заметить, госдолг России за последние несколько лет находится примерно на одном уровне, иногда даже снижаясь (правда, в рублевом эквиваленте с 2014 года он вырос фактически вдвое).

Вот откуда образовались эти цифры:

70,1% — еврооблигационные займы. Это деньги, привлеченные Россией по облигациям, выпущенным не в рублях (чаще в долларах и в евро);
29,1% — предоставленные Россией государственные гарантии в иностранной валюте;
0,7% — задолженность перед другими государствами (которые не входят в Парижский клуб кредиторов).

То есть, Россия привлекает деньги по облигациям, а также гарантирует исполнение обязательств некоторых должников. Для сравнения, внутренний госдолг практически на все 100% состоит из облигаций федерального займа (и более половины от суммы — это ОФЗ с постоянным доходом).

Внутри России деньги государству одалживают все, кто имеет доступ к ОФЗ — это и население, и банки, и негосударственные пенсионные фонды, и паевые инвестиционные фонды, и многие другие инвесторы (и даже иностранцы — но долг все равно считается внутренним). Учитывая, что государство — достаточно надежный заемщик, а доходность по ОФЗ может быть выше ставок по вкладам, это действительно популярный формат сбережений.

При этом, что важно, Россия еще в 2019 году имела отрицательный чистый госдолг, что для развивающихся стран считается редким явлением. Это означает, что сумма резервов (международные, они же — золотовалютные резервы) была выше, чем сумма государственного долга. Но с началом пандемии долгов у государства снова стало больше, чем ликвидных активов.

Почему растет госдолг?

Как и во всех остальных странах, государственный долг России начал расти на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса. На систему здравоохранения, поддержку населения и бизнеса государство потратило большие деньги, а доходы бюджета резко сократились из-за того, что бизнес ушел на вынужденный простой. Соответственно, в бюджете быстро образовался дефицит. К тому же на бюджете сильно отразилась дешевая нефть и низкий спрос на газ в прошлом году.
Минфин специально сводил бюджет на 2021 год так, чтобы в итоге получился минус — иначе было нельзя. Ведь сокращать меры поддержки населения и бизнеса государство не может, а повышать налоги в период кризиса — не лучшая идея.

А еще есть другая проблем — даже если бюджет получит запланированную сумму налогов, это произойдет в конце месяца, квартала или года, но платить зарплаты и пенсии нужно каждый месяц, причем в начале. Соответственно, в бюджете возникает кассовый разрыв — бюджет получит деньги через месяц, но выплатить их нужно уже сейчас. Чтобы можно было профинансировать все расходы, государство занимает деньги.

В результате было решено, что государство займет в 2021 году займет внутри страны 3,7 триллиона рублей, а с учетом возврата долгов прошлых лет выйдет на триллион меньше. Более того, занимать деньги государство продолжит и дальше:

в 2021 году госдолг вырастет до 20,4% ВВП;
в 2022-м — до 20,8% от ВВП;
в 2023-м — до 21,4% от ВВП.

Минфин периодически устраивает аукционы по размещению ОФЗ — чем выше спрос на них, тем более низкую доходность предлагает эмитент. Например, 10 февраля 2021 года Минфин разместил на аукционе 10-летние облигации на сумму 28,9 миллиардов рублей. Учитывая, что спрос был почти вдвое больше, Минфин продал бумаги почти по полной цене (96,53% от номинала), а инвесторы получат по этим бумагам постоянный доход в размере 6,47% годовых.

Покупают ОФЗ преимущественно банки, но через брокеров это может делать кто угодно — даже иностранцы (на них приходится треть купленных ОФЗ). Пока спрос на ОФЗ держится высокий, и у Минфина нет поводов для беспокойства — практически на каждом аукционе спрос оказывается выше предложения. В результате у государства оказывается достаточно денег, чтобы профинансировать все расходы из бюджета. Но даже если спрос снизится, продать облигации все равно будет возможно — пусть и с более высокой скидкой к номиналу бумаг.

Рост госдолга — хорошо или плохо?

Наращивание госдолга в 2021 году — судя по всему, единственно возможный вариант. Государство должно преодолеть последствия кризиса, оплатить огромные расходы на здравоохранение, да и национальные проекты никто не отменял. К тому же ожидается, что вскоре власти введут новые меры социальной поддержки, которые потребуют дополнительных бюджетных расходов.

Поэтому министр финансов Антон Силуанов считает, что увеличение госдолга — мера вынужденная. Да и уровень в 20% от ВВП — совершенно не опасен, при этом дополнительные деньги пойдут на поддержку населения и экономики. Правда, такой уровень госдолга возвращает Россию к ситуации 2004 года — именно тогда долги государства находились на таком уровне.

Однако глава Центробанка Эльвира Набиуллина так не считает. По ее мнению, любое наращивание госдолга — явление нежелательное. Она напоминала Минфину что брать в долг на развитие можно только в ограниченном объеме. А все страны, которые переставали следить за госдолгом, в итоге получили огромные проблемы. Кстати, Центробанк не так давно выступал против продления программы льготной ипотеки, а еще раньше ограничивал потребительское кредитование и предупреждал о новом пузыре.

Но на чьей стороне правда? Независимые аналитики считают, что пока все же прав Минфин. Большинство стран в кризис наращивает госдолг, и делают они это в куда больших масштабах, чем Россия. Например, развивающиеся страны в течение 2021 года увеличат госдолг более чем на 10% в среднем, тогда как долги России вырастут всего на 6,4 процентных пункта к ВВП. А недавно Антон Силуанов рассказал, что госдолг может вырасти еще меньше — если государство использует остатки бюджетных средств с прошлого года.

То есть, российский госдолг растет медленнее, чем долги других стран, и при нынешнем своем значении не угрожает финансовой стабильности страны. Тем не менее, экономисты предупреждают — увеличивать госдолг и дальше может быть чревато проблемами:
риск возможных санкций. Если западные страны введут ограничения касательно российского долга, инвесторы могут предъявить все скупленные облигации к оплате. И тогда оплачивать их придется за счет ФНБ, иначе котировки российских облигаций упадут так сильно, что потянут за собой рубль;
государство вынуждено конкурировать с частным сектором за деньги инвесторов. Конкуренция на долговом рынке означает, что эмитенты ценных бумаг готовы давать более высокие проценты по ним — то есть, бюджет несет повышенные расходы по процентам. А еще все деньги концентрируются в руках государства, и частному сектору их остается недостаточно. В итоге деньги инвесторов «проедаются», а не работают в реальном секторе экономики;
более серьезное наращивание госдолга грозит проблемами с долговой устойчивостью. Как отмечает Оксана Васильева, 20% от ВВП — это действительно невысокий долг, но уже при долге в сумме 40–50% ВВП начинается критический уровень долговой зависимости;
наращивание долгов не снимает проблему бюджетного дефицита, а только усугубляет ее, считает член Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА, публицист Андрей Паршев. По его словам, государству рано или поздно все равно придется прибегнуть к эмиссии денег, чтобы расплатиться по долгам — что отразится на ценах.

Таким образом, наращивать госдолг можно, но только не очень активно (не доводить его до 50% от ВВП и выше), не забывая при этом искать более адекватные способы покрыть бюджетный дефицит. Например, вместо роста долгов можно сократить некоторые бюджетные расходы, а еще более тщательно контролировать налогоплательщиков и таможенные операции — чтобы получить больше доходов.

Но все же в сложившейся ситуации рост госдолга никак не мешает России — привлеченные деньги все равно пойдут на выплаты бизнесу (льготные кредиты и субсидии) и населению (пособия и другие виды социальной помощи). При этом выплаченные населению деньги в конечном счете получит бизнес — ведь пособия получают в основном малообеспеченные семьи, которые вскоре тратят деньги на продукты и другие товары.

Что госдолг несет жителям страны?

Госдолг напрямую не влияет на жизнь в стране. Пенсионерам и получателям пособий безразлично, за чей счет они получают выплаты — из налогов или заемных денег. Конечно, слишком большой рост долга в итоге ведет страну к дефолту, обрушению экономики и национальной валюты, но России это пока не грозит. Госдолг косвенно влияет на курс рубля, но это разница в 1–2 рубля на курсе доллара.

При этом госдолг несет гражданам страны и весьма интересные бонусы — а именно, возможность подзаработать. Например, Владимир Красильников из консалтинговой компании Rights Business Standard говорит, что американские казначейские обязательства долгие годы считались хорошим вариантом вложения средств. Но сейчас в США госдолг доходит до предельной границы и по правительственным бумагам появляются риски дефолта. Правда, дефолт США — понятие все же гипотетическое.

А в России облигации федерального займа — один из самых интересных вариантов инвестирования. По ним можно получить доходность выше ставки по банковским вкладам, но и это не главное. Главное — то, что ОФЗ можно покупать на индивидуальные инвестиционные счета и потом получать вычет в размере 13% от стоимости купленных бумаг. Важно лишь, чтобы средства провели на ИИС как минимум 3 года.

Купить обычные ОФЗ с постоянным доходом напрямую россияне не могут — это делают банки или инвестиционные компании. Но можно купить такие облигации на ИИС или на брокерский счет. Что с ними делать дальше — каждый решает сам. Например, ОФЗ можно продать через 3 года, или продержать их до погашения, получая купонный доход.

Средние ставки по ОФЗ-ПД сейчас примерно такие:

со сроком обращения 3 года — 5,3% годовых;
со сроком обращения 5 лет — 4,5% годовых;
со сроком обращения 8 лет — 5,7% годовых;
со сроком обращения 10 лет — 7,65% годовых;
со сроком обращения 15 лет — 5,68% годовых;
со сроком обращения 20 лет — 7,7% годовых.

Фактическая доходность по облигации будет чуть меньше: купить ее можно только с премией к номиналу (например, за 1075 рублей при номинале в 1000 рублей), а купонный доход рассчитывается от номинала. Но если с течением времени средние ставки по рынку снизятся, ОФЗ с более высокой доходностью вырастет в цене — тогда совсем необязательно ждать даты погашения облигации, ее можно продать через брокера по рыночной цене.

А не так давно Минфин запустил еще более простой инструмент — так называемые «народные» облигации, их так и назвали: ОФЗ-н. Такие облигации продаются только физлицам напрямую через банки. Номинал тот же (1000 рублей), срок — 3 года, выплата купонного дохода — раз в полгода. Ставка по ОФЗ-н в среднем выше, чем по ОФЗ-ПД. Например, если продержать такую облигацию все 3 года, среднегодовая доходность составит 6,41% — по трехлетней ОФЗ-ПД ставка на процентный пункт ниже.

Но главный минус в том, что «народные» облигации нельзя покупать на ИИС (нельзя получить вычет в 13%), а продавать их можно только обратно в банк, который их продал. Однако этот вид облигаций защищен государством, а выплаты гарантированы.

Так что «домашние» инвесторы могут выбирать между более сложным механизмом ОФЗ+ИИС (что даст более 10% годовых) и более простыми ОФЗ-н с.

Источник: сетевое интернет-издание «Банки Сегодня»

Источник фото: сетевое
интернет-издание «Банки Сегодня»

Следующая новость
Тракторный завод «Ростсельмаш» заработает в Ростове в 2022 году