Реформа ОСК выведет отечественного судостроительного гиганта на новый уровень конкурентоспособности - Партия Дела
Присоединиться

Реформа Объединенной судостроительной корпорации назрела давно и призвана вывести отечественного судостроительного гиганта на новый уровень конкурентоспособности. Так в интервью «Ведомостям» прокомментировал сообщение газеты об изменении корпорацией своей организационной структуры, председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), кап. 1 ранга запаса Михаил Ненашев.

Источник «Ведомостей» в ОСК сообщил, что в корпорации происходит изменение организационной структуры. В пресс-службе ОСК подтвердили, что корпорация переходит на целевую индустриальную модель с использованием внутригрупповой кооперации как при строительстве кораблей и судов, так и при изготовлении судового комплектующего оборудования. Новая модель должна обеспечить централизацию работы по исполнению гособоронзаказа, заказов гражданского судостроения и заказов по линии военно-технического сотрудничества, а также снизить себестоимость производимой продукции, пояснили в пресс-службе (подчеркнув, что увеличение штатной численности не планируется). «Процессы идут, их надо оптимизировать. Свою роль сыграла и пандемия — удалось оценить, что функционирует хорошо, а где необходимо повысить эффективность, — поясняет источник «Ведомостей» в ОСК. — По сути, трансформация уже началась, она будет проходить в несколько этапов. Но основные перестроечные мероприятия пройдут весной, летом и осенью, они должны завершиться в этом году».

Сейчас ОСК является крупнейшим судостроительным холдингом России, обеспечивая 80% объема отечественного судостроения. По данным сайта корпорации, в нее входит 45 организаций, включая проектно-конструкторские бюро, научно-исследовательские центры, верфи, судоремонтные и машиностроительные предприятия.

В ходе реформы будет сформирован аппарат генерального директора ОСК с функциями стратегического планирования и управления делами. В структуре также появится департамент организационного развития, расширятся и функции департамента информационных технологий: он займется цифровой трансформацией предприятий корпорации. В организационной структуре ОСК появится должность первого заместителя гендиректора, этот человек будет курировать весь производственный блок корпорации, сами предприятия блока будут сгруппированы по центрам продуктовых и технологических компетенций. Также в составе управляющих органов ОСК будет сформирован департамент инжиниринга и научно-технического развития, который займется управлением НИОКР и организацией работы проектно-конструкторских бюро в периметре корпорации. «Это блок по взаимодействию с конструкторскими бюро внутри ОСК, который станет точкой координации разработки новых проектов», — поясняет источник «Ведомостей».

Что такое ОСК

По итогам 2019 г. доля ОСК на внутреннем рынке военного кораблестроения по тоннажу продукции составила около 85% (в 2017 г. — 68%, в 2018 г. — 82%). Предприятия ОСК расположены от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Астрахани, на них работает около 95 000 человек. В 2020 корпорация начала перевод основной части центрального аппарата из Москвы в Санкт-Петербург, где находится большинство предприятий корпорации. В интервью «Интерфаксу» Рахманов сообщал о задержке с перебазированием в связи с пандемией и «дефицитом офисного фонда для 300 человек» в Санкт-Петербурге. По его оценкам, на переезд требовалось около 1,4 млрд руб. дополнительных расходов.

В Министерстве обороны неоднократно критиковали ОСК и входящие в нее предприятия за отставание в выполнении обязательств по гособоронзаказу. Курирующий оборонно-промышленный комплекс вице-премьер Юрий Борисов в 2018 году заявлял, что государственный заказчик в лице военного ведомства «с 2014 года практически ежегодно имеет дело с системными срывами со стороны ряда судостроительных предприятий сроков поставки кораблей и судов для ВМФ» (цитата по ТАСС). Например, ВМФ России в 2020 году недополучил подводные лодки, в том числе стратегическую АПЛ «Князь Олег» (проекта 955А «Борей-А») и многоцелевую АПЛ «Казань» (проекта «Ясень-М»). Ремонт единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» должен был завершиться к концу 2020 г., но сроки растянулись на неопределенное время.

Реформа ОСК назрела давно, считает Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота — ДПФ — Михаил Ненашев. Когда выходец из Минпромторга Алексей Рахманов возглавил корпорацию в 2014, ему досталось «абсолютно раздробленное хозяйство с автономными верфями и заводами от Калининграда до Владивостока и сложными финансовыми потоками», сказал «Ведомостям» Ненашев.

По его словам, из-за разрозненности предприятий корпорации, если глава ОСК не держал те или иные процессы на личном контроле, то прогресса не было, так как каждый из директоров предприятий принимал решения в своих интересах, а не с позиции эффективности. «Корпорация — это итоговая сборная площадка, но если поставщики, например, производители ракетных комплексов или комплексов ПВО, свою продукцию отдают не вовремя, то корпус корабля стоит, а претензии предъявляют к ОСК», — поясняет Ненашев. Реформа необходима для более эффективной и динамичной работы всех подразделений большой корпорации, отмечает глава ДПФ.

Он также добавил, что вопросы централизации управления необходимы, чтобы разбросанные по разным регионам предприятия не могли манипулировать ценами и тарифами и завышать цену на конечную продукцию, а также решать свои сторонние задачи за счет средств гособоронзаказа. «Заметен страшнейший дисбаланс цен на комплектующие, металл и электроэнергию — это все надо прогнозировать. Если будет централизованное управление и контроль, то в головной организации будут понимать, где какие тарифы на самом деле, сколько стоят те или иные комплектующие, и предприятия в регионах не смогут на эти статьи списывать лишнего, увеличивая первоначальную цену контракта. А у заказчиков логично возникают вопросы: почему цена выросла, зачем очередное допсоглашение?» — говорит эксперт.

По его словам, также раньше каждый директор предприятия самостоятельно решал свои вопросы, выбивал заказы для своего завода, встречался с лоббистами, а в структуре корпорации это все должно быть скоординировано.

Объем государственной программы вооружений (ГПВ) на 2018—2027 гг. определен в 20 трлн руб. В том числе на закупку, ремонт и разработку вооружений, военной и специальной техники будет выделено 19 трлн руб. Минфин в прошлом году предложил сократить выделяемые в 2021—2023 гг. на ГПВ средства на 5%, но решение по этому предложению пока не принято.

В комментарии для портала «Корабел.ру» Михаил Ненашев напомнил, что ОСК приходится конкурировать не только внутри страны с другими российскими судостроительными предприятиями за гособоронзаказ, заказы рыбопромыслового, транспортного и научно-исследовательского секторов экономики РФ, но и с грандами мирового кораблестроения на рынке военно-технической продукции, прежде всего, из стран НАТО, а также с глобальными лидерами гражданского судостроительного рынка, находящимися в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Если Россия не хочет потерять позиции одного из крупнейших экспортеров флотского вооружения и военной техники, а также занять достойное место под солнцем на рынках мирового гражданского судостроения, надо поддержать и всячески способствовать эффективному реформированию ОСК. Разумная централизация, устранение источников непроизводственных издержек, изменение унаследованной из прошлого затратной финансово-промышленной структуры полного цикла на большинстве предприятий, развитие специализации и безбарьерной кооперации в периметре ОСК, дает хороший шанс на превращение корпорации в одного из лидеров мирового судостроения, как минимум, в его наиболее наукоемких и технологически сложных секторах»,- подчеркнул председатель ДПФ.

Источник: портал «Корабел.ру»

Источник фото: портал «Объединенная судостроительная корпорация»

Следующая новость
Владимир Орлов описал два возможных сценария начала войны в Донбассе