Реформа ОСК выведет отечественного судостроительного гиганта на новый уровень конкурентоспособности
Об этом рассказал член Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев
Реформа Объединенной судостроительной корпорации назрела давно и призвана вывести отечественного судостроительного гиганта на новый уровень конкурентоспособности. Так в интервью «Ведомостям» прокомментировал сообщение газеты об изменении корпорацией своей организационной структуры, председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), кап. 1 ранга запаса Михаил Ненашев.
Источник «Ведомостей» в ОСК сообщил, что в корпорации происходит изменение организационной структуры. В пресс-службе ОСК подтвердили, что корпорация переходит на целевую индустриальную модель с использованием внутригрупповой кооперации как при строительстве кораблей и судов, так и при изготовлении судового комплектующего оборудования. Новая модель должна обеспечить централизацию работы по исполнению гособоронзаказа, заказов гражданского судостроения и заказов по линии военно-технического сотрудничества, а также снизить себестоимость производимой продукции, пояснили в пресс-службе (подчеркнув, что увеличение штатной численности не планируется). «Процессы идут, их надо оптимизировать. Свою роль сыграла и пандемия — удалось оценить, что функционирует хорошо, а где необходимо повысить эффективность, — поясняет источник «Ведомостей» в ОСК. — По сути, трансформация уже началась, она будет проходить в несколько этапов. Но основные перестроечные мероприятия пройдут весной, летом и осенью, они должны завершиться в этом году».
Сейчас ОСК является крупнейшим судостроительным холдингом России, обеспечивая 80% объема отечественного судостроения. По данным сайта корпорации, в нее входит 45 организаций, включая проектно-конструкторские бюро, научно-исследовательские центры, верфи, судоремонтные и машиностроительные предприятия.
В ходе реформы будет сформирован аппарат генерального директора ОСК с функциями стратегического планирования и управления делами. В структуре также появится департамент организационного развития, расширятся и функции департамента информационных технологий: он займется цифровой трансформацией предприятий корпорации. В организационной структуре ОСК появится должность первого заместителя гендиректора, этот человек будет курировать весь производственный блок корпорации, сами предприятия блока будут сгруппированы по центрам продуктовых и технологических компетенций. Также в составе управляющих органов ОСК будет сформирован департамент инжиниринга и научно-технического развития, который займется управлением НИОКР и организацией работы проектно-конструкторских бюро в периметре корпорации. «Это блок по взаимодействию с конструкторскими бюро внутри ОСК, который станет точкой координации разработки новых проектов», — поясняет источник «Ведомостей».
Что такое ОСК
По итогам 2019 г. доля ОСК на внутреннем рынке военного кораблестроения по тоннажу продукции составила около 85% (в 2017 г. — 68%, в 2018 г. — 82%). Предприятия ОСК расположены от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Астрахани, на них работает около 95 000 человек. В 2020 корпорация начала перевод основной части центрального аппарата из Москвы в Санкт-Петербург, где находится большинство предприятий корпорации. В интервью «Интерфаксу» Рахманов сообщал о задержке с перебазированием в связи с пандемией и «дефицитом офисного фонда для 300 человек» в Санкт-Петербурге. По его оценкам, на переезд требовалось около 1,4 млрд руб. дополнительных расходов.
В Министерстве обороны неоднократно критиковали ОСК и входящие в нее предприятия за отставание в выполнении обязательств по гособоронзаказу. Курирующий оборонно-промышленный комплекс вице-премьер Юрий Борисов в 2018 году заявлял, что государственный заказчик в лице военного ведомства «с 2014 года практически ежегодно имеет дело с системными срывами со стороны ряда судостроительных предприятий сроков поставки кораблей и судов для ВМФ» (цитата по ТАСС). Например, ВМФ России в 2020 году недополучил подводные лодки, в том числе стратегическую АПЛ «Князь Олег» (проекта 955А «Борей-А») и многоцелевую АПЛ «Казань» (проекта «Ясень-М»). Ремонт единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» должен был завершиться к концу 2020 г., но сроки растянулись на неопределенное время.
Реформа ОСК назрела давно, считает Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота — ДПФ — Михаил Ненашев. Когда выходец из Минпромторга Алексей Рахманов возглавил корпорацию в 2014, ему досталось «абсолютно раздробленное хозяйство с автономными верфями и заводами от Калининграда до Владивостока и сложными финансовыми потоками», сказал «Ведомостям» Ненашев.
По его словам, из-за разрозненности предприятий корпорации, если глава ОСК не держал те или иные процессы на личном контроле, то прогресса не было, так как каждый из директоров предприятий принимал решения в своих интересах, а не с позиции эффективности. «Корпорация — это итоговая сборная площадка, но если поставщики, например, производители ракетных комплексов или комплексов ПВО, свою продукцию отдают не вовремя, то корпус корабля стоит, а претензии предъявляют к ОСК», — поясняет Ненашев. Реформа необходима для более эффективной и динамичной работы всех подразделений большой корпорации, отмечает глава ДПФ.
Он также добавил, что вопросы централизации управления необходимы, чтобы разбросанные по разным регионам предприятия не могли манипулировать ценами и тарифами и завышать цену на конечную продукцию, а также решать свои сторонние задачи за счет средств гособоронзаказа. «Заметен страшнейший дисбаланс цен на комплектующие, металл и электроэнергию — это все надо прогнозировать. Если будет централизованное управление и контроль, то в головной организации будут понимать, где какие тарифы на самом деле, сколько стоят те или иные комплектующие, и предприятия в регионах не смогут на эти статьи списывать лишнего, увеличивая первоначальную цену контракта. А у заказчиков логично возникают вопросы: почему цена выросла, зачем очередное допсоглашение?» — говорит эксперт.
По его словам, также раньше каждый директор предприятия самостоятельно решал свои вопросы, выбивал заказы для своего завода, встречался с лоббистами, а в структуре корпорации это все должно быть скоординировано.
Объем государственной программы вооружений (ГПВ) на 2018—2027 гг. определен в 20 трлн руб. В том числе на закупку, ремонт и разработку вооружений, военной и специальной техники будет выделено 19 трлн руб. Минфин в прошлом году предложил сократить выделяемые в 2021—2023 гг. на ГПВ средства на 5%, но решение по этому предложению пока не принято.
В комментарии для портала «Корабел.ру» Михаил Ненашев напомнил, что ОСК приходится конкурировать не только внутри страны с другими российскими судостроительными предприятиями за гособоронзаказ, заказы рыбопромыслового, транспортного и научно-исследовательского секторов экономики РФ, но и с грандами мирового кораблестроения на рынке военно-технической продукции, прежде всего, из стран НАТО, а также с глобальными лидерами гражданского судостроительного рынка, находящимися в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Если Россия не хочет потерять позиции одного из крупнейших экспортеров флотского вооружения и военной техники, а также занять достойное место под солнцем на рынках мирового гражданского судостроения, надо поддержать и всячески способствовать эффективному реформированию ОСК. Разумная централизация, устранение источников непроизводственных издержек, изменение унаследованной из прошлого затратной финансово-промышленной структуры полного цикла на большинстве предприятий, развитие специализации и безбарьерной кооперации в периметре ОСК, дает хороший шанс на превращение корпорации в одного из лидеров мирового судостроения, как минимум, в его наиболее наукоемких и технологически сложных секторах»,- подчеркнул председатель ДПФ.
Источник: портал «Корабел.ру»
Источник фото: портал «Объединенная судостроительная корпорация»