В Государственном Собрании — Эл Курултай Республики Алтай обсудили план развития туристских территорий
Презентация вызвала большой резонанс и резкое неприятие части жителей республики
Этот план, среди прочего, поделил республику на туристические районы (кластеры), которые в первую очередь и предполагается развивать.
Рассмотрение мастер-плана в Эл Курултае проходило напряженно и эмоционально. Представила план министр природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай Екатерина Поварова. Она рассказала, что мастер-план разрабатывается в соответствии с индивидуальной программой социально-экономического развития региона, который был утвержден распоряжением федерального правительства в прошлом году. Такие индивидуальные программы были разработаны для десяти отстающих регионов России, и финансируются они из федерального бюджета.
Задачи бизнес-плана — провести «диагностику турсектора», оценить основные туристические активы региона, ключевые характеристики инфраструктуры, существующие возможности и ограничения, опеделить приоритетные направления, туристические продукты, основные туристические территории, разработать стратегию и создать дорожную карту по ускоренному развитию туризма до 2030 года.
Разработкой мастер-плана занимается АО «Стратеджи Партнерс Групп», стоимость контракта — около 51 млн рублей. Отвечая позже на вопросы депутатов, Екатерина Поварова отметила, что цена контракта сложилась из коммерческих предложений, которые получил заказчик от потенциальных разработчиков. Она не исключила, что большую долю расходов в рамках данной работы составляют затраты на покупку «больших данных», big data — в частности, обезличенных данных о транзакциях туристов на Алтае, о их «коммуникационном поведении», использовании социальных сетей с привязкой к местности и т. п. Все это позволяет понять, где бывают туристы, чем они заняты, на что они готовы тратить деньги, составить портрет туриста и разработать механизмы, позволяющие правильно работать с турпотоком, извлекать из него выгоду и минимизировать ущерб окружающей среде.
Согласно мастер-плану, в Республике Алтай выделено шесть кластеров (туристских территорий), в которых сосредоточены основные «туристические активы» региона: «Каракольские озера», «Майминский», «Телецкое озеро», «Белуха», «Тюрк-Кабай» и «Актру». В документе дается характеристика каждого кластера и планы по его развитию.
Как отметила Поварова, кластер — это совокупность ключевых точек притяжения туристов, объединенных территориально с учетом транспортной доступности, природных и административных границ, который в будущем будет комплексно развиваться с учетом мнения населения. Развитие, в частности, подразумевает создание инфраструктуры и благоустройство территории. Для кластеров были выявлены основные точки притяжения, определены их ядра, возможности по размещению туристов, по доступу к туристическим объектам.
Как особо подчеркнула министр, проектирование развития туристической инфраструктуры будет осуществляться с учетом сложившегося использования территории (скотоводческие угодья, пастбища и прочие). Создание кластеров не подразумевает изменения административных границ, ограничения доступа, установки заборов и прочей «ложной информации, которая сейчас активно распространяется».
Как бы то ни было, за последние два-три месяца слово «кластеры» в Республике Алтай стало «страшилкой». «Напугали народ этими кластерами», — сказал на сессии депутат от ПАРТИИ ДЕЛА Сергей Мазалов, который заодно сообщил, что Шебалинский районный совет единогласно выступил против включения населенных пунктов района в кластер «Каракольские озера». О несогласии на включение своих земель в «кластеры» заявили через своих депутатов жители Кош-Агачского, Усть-Коксинского и Улаганского районов. Депутаты говорили о том, что хотели бы видеть стратегией развития туризма «дороги и поддержку местных предпринимателей», выражали озабоченность местных фермеров тем, что через какое-то время на землях сельхозназначения появятся «гостиницы по три-четыре этажа».
Источник: сетевое издание «Новости Горного Алтая»
Источник фото: пресс-служба ПАРТИИ ДЕЛА