Вологодские машиностроители заявили об убытках из-за роста цен на сталь
Цены на металл подскочили едва ли не до 100%. Заводы вынуждены брать кредиты и сокращать объемы выпуска продукции. Предприятия несут убытки.
В 2021 году стоимость стали на мировом рынке достигла максимальной отметки за последние 12 лет. Представители промышленности всерьез обеспокоены подорожанием цен на продукцию металлопроката. С 2020 года власть пытается стабилизировать цены разными способами. Первый вице-премьер Андрей Белоусов пригрозил налоговым изъятием 100 млрд руб. сверхдоходов, полученных, в год пандемии. С 31 августа и до конца этого года правительство утвердило пошлины на экспорт черных и цветных металлов. Они представляют собой базовую ставку — 15% и специфический компонент (в американской валюте за тонну). Размер этого компонента рассчитывается в зависимости от вида металла (для цветных металлов) либо степени переработки продукции (для черных металлов). При этом вносятся корректировки с учетом динамики мировых цен по результатам 5 месяцев 2021 года. Но и это еще не все. Вслед за повышением экспортной пошлины металлургам хотят увеличить НДПИ или налог на прибыль.
О том, как отразилось на отечественном машиностроение резкое повышение цен на сырье и повлияли ли меры, принятые государством на исправление этой ситуации, мы поговорили с руководителями предприятий.
Лидер ПАРТИИ ДЕЛА, совладелец завода Ростсельмаш Константин Бабкин рассказал, что в себестоимости единиц, производимых на Ростсельмаше (комбайны, тракторы, бункеры и т. д.) цена металла составляет от 30 до 80%.
«За второе полугодие прошлого года металл подорожал на 80–90%. Это привело к тому, что себестоимость машин выросла процентов на 30–40. При этом государство ограничивает цены на сельхозтехнику, ограничивает цены на продукцию сельского хозяйства, поэтому вслед за себестоимостью мы — машиностроители, не можем повышать цены. Многие заводы оказались в убытках в связи с необходимостью брать кредиты. Это очень негативно сказалось в прошлом году на машиностроении. Особенно печально, что российский металл на российском рынке продается по ценам, дороже, чем продается за границу. Наши металлурги пользуются ситуацией. Получается, раз металл более дорогой, то и производство машин более дорогое. Из-за этого сложно конкурировать с китайскими, немецкими, американскими компаниями. Нас, машиностроителей, ситуация на рынке металла очень беспокоит», — говорит он.
По словам Константина Бабкина, ситуация мало изменилась и с введением государством таможенных пошлин на металл. Проблему высоких цен это не решило, так что ситуация остается критичной.
О проблемах говорит и Владимир Боглаев, член Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА, директор Череповецкого литейно-механического завода. Предприятие производит известные на мировом рынке тракторы МТЗ и прочую спецтехнику для сельского хозяйства и ЖКХ.
«Для машиностроителей такой резкий рост цен на металл подарком не назовешь. На отдельные виды проката мы видим рост цены 40–50%, а на другие до 100%. Так как металл мы приобретаем по предоплате, то для того, чтобы сохранить объемы производства, нам необходимо привлекать дополнительные средства. У многих машиностроителей возможности привлечения кредитных денег не оказалось. Они были вынуждены снизить объемы производства. Это очень серьезно отразилось на финансовом положении, на производстве по программам многих компаний. Вторая неприятная вещь, у машиностроителей долгий производственный цикл. Они участвуют в госпрограммах, производя оборонную, муниципальную и другие виды продукции и изделий. Все это было законтрактовано задолго до того, как произошло резкое повышение цен. И хотя многие хеджировали риски, повышая цены на последний год на 10%, повышение цен на металл привело к тому, что эти хеджи не сработали и большое количество предприятий было вынуждено снизить объемы производства, и поставки они должны делать себе в убыток», — заявил Владимир Боглаев.
Так как многие предприятия работают в длительных госпрограммах, то следуют правилу, ограничивающему повышение цены более чем на индекс инфляции промышленной продукции. Очевидно, что если главное сырье выросло в 2 раза, а предприятие не может поднять цену на 5%, оно должно уйти из господдержки. А без этого машиностроение в России просто нежизнеспособно. Машиностроителей поставили в безвыходное положение.
По словам Владимира Боглаева, от изъятия сверхдоходов металлургов в пользу государства самим предприятиям машиностроения легче не становится. Отрасли важно, чтобы была более-менее предсказуемая атмосфера и можно было долгосрочно планировать стоимость сырья, материалов и пр. Государство изымает сверхдоходы, но убытки предприятиям никто не возмещает.
«Цены ниже не стали, хотя мы ждали некоторых корректировок, но ни на один процент прайсы у металлургов не поменялись. Вероятно, в ближайшее время будем жить в парадигме сложившихся цен. В рамках такого жесточайшего колебания ни одно производство в мире работать не может. Мы живем в парадигме капитализма и любые действия государства будут полумерами. Государство, вероятно, будет пытаться применить меры, чтобы за год цена не изменялась вдвое. Но вряд ли оно сможет исключить колебания цен», — говорит директор ЧЛМЗ.
Владимир Боглаев считает, что завоевывать мировой рынок сложнее, чем внутренний, поэтому неравномерные цены на сырье от металлургов вполне допустимы. Экспортные пошлины, на его взгляд, не так уж и полезны и для сырьевиков, и для машиностроителей. А вот НДПИ может быть эффективен, несмотря на свою жесткость. В целом государство, по мнению эксперта, и дальше будет принимать меры по выравниванию цен на металл, поскольку возникают большие риски потерять огромный сектор отечественной экономики — машиностроение.
Источник: ИА «РБК»