Олег Комаров: «У нас нет подлинного института парламентаризма»
Выборы в Государственную думу завершены, итоги подведены. Эксперты говорят о том, что более грязных выборов в российский парламент история еще не знала. Многочисленные фальсификации, подтасовки, недопуски наблюдателей на избирательные участки, сомнительные протоколы
Все это стало фактами нынешних выборов Об их итогах мы сегодня беседуем с председателем Саратовского регионального отделения ПАРТИИ ДЕЛА, общественным деятелем Олегом Комаровым.
— Олег Константинович, минувшие выборы в Госдуму можно назвать профанацией?
— Можно было бы выразиться даже покрепче. Назвать это волеизъявлением народа уж точно язык не поворачивается. Более грязных выборов в нижнюю палату российского парламента припомнить невозможно. Но дело ведь не только в подтасовках. Здесь надо говорить и о трехдневном голосовании, об электронном голосовании — в первую очередь в Москве. По интернету в столице голосовало 2 миллиона человек. Это очень много в масштабах страны. Именно в Москве можно было даже переголосовать в электронном варианте. Что это за бред? Теперь вот решили пересчитать голоса. Правда с оговорками, дескать, это просто сверка, которая никак не повлияет на результаты. Но эффективного контроля за электронным голосованием просто не существует. Здесь нет места для наблюдателей. В общем-то неплохую идею дискредитировали на корню.
— Но ведь и в Советском Союзе, который многие вспоминают с ностальгией, выборы напоминали фарс.
— Понимаете, в чем дело, в СССР выборы были действом, своего рода маленьким праздником, когда народ подходил к избирательным участкам, где играла музыка и работали буфеты. То было парадоксальное время: все понимали фальшь советской утопии, но шли на выборы в количестве 8 человек из 10-ти. Почему? Все прекрасно отдавали себе отчет в том, что в стране есть только одна партии — КПСС.
Иное дело, когда мы вступили в эпоху многопартийной системы. Наступило другое время, изменилось сознание бывшего советского человека, его образ мышления. Вспомните, какая явка на выборы была в 90-е годы и в первой половине 2000-х. На уровне 60 процентов и даже выше. В Госдуме было много партий, десятки независимых депутатов. А вот после выборов 2011 года явка в 2016 году упала до 47 процентов. Это был некий рубеж, когда власть стала применять такие политтехнологи, что люди начали терять интерес к избирательной кампании. И прошедшие выборы не блещут показателями: проголосовало только немногим более 51 процента избирателей. Нехитрая арифметика нам подсказывает, что если за «Единую Россию» проголосовало половина граждан от той половины, что голосовали, то реально говорить о политическом доверии к такой Госдум весьма проблематично.
— А какой выход из этого положения?
— Во второй половине прошлого века некоторые страны Западной Европы столкнулись с проблемой низкой явки на выборы. И что же? В ряде стран ввели штрафы за неявку на избирательные участки. Это быстро решило проблему. Но я не могу себе представить, чтобы наша власть ввела подобные санкции. Ей это просто невыгодно. Конечно, те, кто не ходят на выборы, пришли бы голосовать. И что же? Ни о какой победе партии власти в этом случае говорить не пришлось. Мы бы получили совсем другую Государственную думу.
— Сегодня многие оппозиционные СМИ, аналитики и политологи заговорили о том, что Евросоюз может не признать результаты прошедших выборов. Это реально?
— Мы не пустили на эту кампанию европейских наблюдателей. Точнее, предложили вместо 500 человек выделить им квоту в десять раз меньше. Смешно! Я не удивлюсь, если в ПАСЕ подобные предложения будут рассматриваться. И скорее всего, будут. Другое дело, что старушка Европа давно живет прагматичными принципами. Она может грозить чем угодно, но вот российский газ им нужнее, чем политическая составляющая. Россию не надо ни от кого изолировать. Страна сама себя уже изолировала, у нас нет ни друзей, ни союзников на политической арене. Даже если Евросоюз решиться на непризнание выборов, поверьте, конституционное большинство в нынешней Госдуме выступить с очередным гневным обвинением и не моргнет глазом.
— Чем обернется нынешняя избирательная кампания в будущем? Полным неверием людей в законодательную ветвь власти?
— Да, то что произошло, оптимизма людям не прибавит. Но тут есть другой аспект. Сегодня интернет начинает опережать по популярности телевидение. По федеральным каналам, конечно будут рассказывать о справедливых и прозрачных выборах. Иное дело, мнение оппозиции в сети интернет, когда можно это мнение не только прочитать, но и посмотреть видео сюжеты, услышать голос правды и иные оценки происходящего. Конечно, когда люди узнав истину, видят совсем другую реальность, невольно наступает разочарование. Подозреваю, что выборы в Саратовскую областную думу, которые состояться в следующем году, пройдут при очень низкой явке. Хотя это было бы неправильно. Наоборот, на всякое действие власти должно быть политическое противодействие народа. Не ходить на выборы проще простого. Но в таком случае не надо жаловаться на плохое качество жизни.
— Чего стоит ожидаться от новой Государственной думы?
— Если вы ждете хороших и справедливых законов, то напрасно. На какое-то время власть успокоиться, возможно, независимые СМИ перестанут травить, объявлять их иностранными агентами. Ведь партия власти получила то, что хотела. «Закручивать гайки» можно до бесконечности, но тогда возникает вопрос: а зачем нам вообще многопартийная система?
В этом году исполняется 30 лет с момента распада СССР. За эти годы у нас так и не создано подлинной системы Гражданского общества, институт парламентаризма только называется «институтом». Минувшие выборы показали, что уровень фальсификаций чрезвычайно высок, и он опасен для страны. Власть этого не понимает, или же упорно не хочет понимать.
Госдума точно не будет решать многочисленные проблемы пенсионеров, вопросы ЖКХ. И не будет заниматься экономикой. Между тем, именно экономика сегодня встает на первый план. Разгоняется инфляция, в стране приток инвестиций практически нулевой. Наоборот, идет отток капитала из России. А ведь денег в «закромах Родины» очень много. Но они не используются никак. Финансовый голод, который искусственно создает Центробанк может привести к самым печальным последствиям для социально-экономического положения. Вот эти проблемы конституционное большинство в Госдуме точно решать не будет. Так называемая партия власти как раз и обслуживает эту самую власть. По логике вещей, законодатель должен диктоваться условия исполнительной ветви власти. В этом сама суть настоящего парламентаризма. У нас все перевернуто с ног на голову, и депутаты попросту эту исполнительную ветвь обслуживают.
Я предполагаю, что Госдума может принять ряд нормативных актов, касающихся сложной ситуации с коронавирусом. И скорее всего, это будут жесткие меры, которые народу явно не понравятся. Теперь Госдуме ничто не мешает «внедрить» принудительную вакцинацию граждан. А почему нет? Власть они получили, можно диктовать людям любые абсурдные нормы.
Возвращаясь к печальному юбилею распада СССР, нынешним депутатам хотелось бы напомнить о том, что КПСС была более мощной партией, нежели «Единая Россия». Каким оказался итог ее единоличного правления? Погибла могучая страна, развалилась за несколько лет. Новой Государственной думе стоит помнить об этом постоянно, и делать правильные исторические выводы.
Источник: портал «Премьер-пресс»