Призрак бродит по Африке. Призрак «Вагнера»
Власти Мали просят российскую ЧВК помочь бороться с террористами, а во Франции психуют
Свято место пусто не бывает. Видимо, власти Франции, принимая решение о свёртывании антитеррористической операции «Бархан» в Сахельской зоне, об этом забыли. Этот африканский регион — постоянная головная боль всего Чёрного континента из-за активной деятельности разномастных террористических группировок и нелегальной миграции. Сахара-Сахельский регион включает в себя Нигер, Мали, Буркина-Фасо, Мавританию и Чад — государства, мягко говоря, не самые процветающие и стабильные. Даже по африканским понятиям.
Антитеррористическую операцию «Бархан» Франция проводила с 2014 года. Доблестные французы помогали местным властям усидеть в своих креслах и старались предотвращать ситуации, провоцирующие лавинообразную миграцию местных жителей в Европу. При таком раскладе стабильность правящих режимов сильно зависела от поддержки «белых братьев».
Решение о свёртывании этой операции президент Макрон принял, забыв или, скорее, не посчитав нужным проконсультироваться с партнёрами на Чёрном континенте. Предполагается, что французы уйдут с военных баз на севере Мали, а французский военный контингент сократится до 2,5−3 тыс. человек.
Перспектива оказаться без охраны лицом к лицу с террористами, повстанцами и прочими борцами за идеи и власть политическую элиту Мали не обрадовала.
Они запросили помощи. У российской частной военной компании, название которой не называется.
«Нас в определенносредства для лучшего обеспечения нашей безопасности самостоятельно или с другими партнерами, чтобы заполнить пустоту», — заявил накануне с трибуны Генассамблеи ООН премьер-министр страны Шогель Кокалла Маига. Это вызвало бурю эмоций в странах ЕС, привыкших считать Африку своей вотчиной. Так что высказался по этому поводу даже глава российского МИДа Сергей Лавров: мол, российское государство к этому не имеет отношения, а ЧВК действуют вполне законно. При этом конструктивных предложений со стороны европейцев не последовало, для них главное — чтобы никаких «Вагнеров» в Мали не было!
Надо сказать, что российские ЧВК неплохо зарекомендовали себя на Чёрном континенте в Ливии и ЦАР. Поэтому выбор малийцев не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. И действуют они по собственной инициативе, причём — частным образом, не ввязываясь в большую игру за передел сфер влияния. По информации Reuters Мали готово платить «ЧВК Вагнера» (хотя власти Мали не подтверждают, что обратились именно в эту ЧВК) около 10,8 млн долларов ежемесячно за обучение местных военных и защиту высокопоставленных чиновников.
Первые сообщения о том, что малийцы пригласили российскую ЧВК, появились в западной прессе середине сентября. И тут же министры обороны 13 стран ЕС наперебой стали высказывать своё «фи». «Мы не готовы допустить, чтобы „группа Вагнера“ входила на малийский театр военных действий», — это мнение министра обороны Швеции Петера Хультквиста. «Мы хотим возвращения малийского государства, а не прихода российских наемников», — заявила министр обороны Франции Флоранс Парли. Обеспокоенность выразили также главы военных ведомств Великобритании, Германии, а также Эстонии.
Но волноваться им совершенно не о чем, убеждён член Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. Даже если наёмники из России и доберутся до Мали, представлять они будут только самих себя, но никак не российское государство и его интересы. Если бы правительство Мали хотело получить помощь на государственном уровне, оно бы действовало иначе:
— Государство не может послать куда-то ЧВК, хотя бы потому, что их у нас официально не существует. Нет закона, регулирующего их создание и деятельность. Да и обслуживают они не государство, а транснациональные корпорации, крупный бизнес.
Если какая-то страна нуждается в военной помощи России, то правительство этой страны обращается с соответствующей просьбой к правительству РФ. Оно рассматривает эту просьбу и, если сочтёт целесообразным, передает обращение на рассмотрение Совета Федерации. И только с согласия Совета Федерации ограниченный воинский контингент может быть послан за пределы РФ. Именно так решался вопрос по Сирии.
А в принципе ЧВК — это нечестный тайный бизнес, напомнил генерал. Они работают на любого хозяина. Поэтому нет принципиальной разницы, из какой страны они родом.
Полностью читайте материал на сайте издания «Свободная пресса».