Безлюдная демократия и никаких парламентов — для чего «штампуют» эти образы будущего?
Владислав Сурков вернулся в информационное поле со взрывной статьей о том, как через сто лет изменится мир из-за цифровых технологий
Понятна его осторожность в выборе временного отрезка — проверять верность прозрений никому из нынешних аналитиков не придется. Но уже некоторые зачатки для будущего сюжета антиутопии мы видим сейчас. Так, Сурков прогнозирует, что количество рабочих мест в политической индустрии радикально сократится, а решать все будут люди через интернет.
«Основные политические практики, как законодательные, так и, тем более, электоральные ничуть не сложнее фондовых и валютных транзакций. И уж если люди доверяют электронному алгоритму самое дорогое, что у них есть — любимые деньги, то ничто не мешает доверить ему же какие-то там политические убеждения, твердость которых, увы, обратно пропорциональна ликвидности. Выборы, законотворчество, многие функции исполнительной власти, судебные и арбитражные разбирательства, дебаты и даже протестные акции — все это можно будет делегировать, не покидая вечеринку, искусственному интеллекту», — пишет бывший «серый кардинал».
Да какие сто лет? У нас уже вот недавно много шума наделало электронное голосование, так что ничего нового. Но от реальных проблем, таких как подделка результатов на выборах, Сурков уводит массы в развлекательный сегмент — грезит о восстании машин.
«Главной особенностью безлюдной демократии станет резкое снижение роли человеческого фактора в политическом процессе. Вожди и толпы постепенно покинут историческую сцену. А выйдут на нее машины, — пишет Сурков. — М. Маклюэн считал машины продолжением человеческих органов. Но есть и иная точка зрения. Что машина — не приложение к человеку, а его порождение. И как любое порождение, она одержима комплексом Эдипа — устранить родителя».
«Безлюдная демократия» — вообще какой-то оксюморон, как власть народа может обойтись без народа? Ближайшие сто лет мир дивного будущего только начинает формироваться, этот период автор статьи называет временами i-империализма, то есть активного дележа и «колонизации» киберпространства. Любая дележка не проходит без хорошей драки, и Сурков говорит о нескольких войнах, в том числе ядерной.
О том, что общество перестанет содержать своих дорогих «представителей» во власти, вдруг заговорил и один из бессменных представителей власти Владимир Жириновский, он, в частности, сказал, что перспективы парламентов всего мира не радужные.
«Лет через 20–30 никаких парламентов, никаких профсоюзов не будет, а будет прямая демократия. Граждане прямо из своего дома смогут проголосовать по всем вопросам: от организации своего трудового коллектива или общедомовых проблем до вопросов государства. Им не будут нужны посредники между законами и гражданами, коими сегодня являются депутаты», — заявил Жириновский.
В остальном Сурков представил дайджест популярных теорий будущего и философских работ мыслителей — от мрачных перспектив из «Терминатора» до светлых планов раннего СССР, тогда, как вы помните, реальная цель была — сокращение рабочего дня благодаря робототехнике, в духе «вкалывают роботы, а не человек».
Образ будущего
Сурковские и прочие подобные статьи и высказывания надо воспринимать как очень поверхностные умствования российского постсоветского элитария, уверен член Федсовета ПАРТИИ ДЕЛА, футуролог Максим Калашников, а «наши» элитарии никогда своего образа будущего не имели, они всегда транслировали адаптированный, но чужой образ будущего, созданный на Западе.
«Он пишет очевидные глупости — что будет ядерная война, непременно. Ядерной войны не будет, новые мировые войны уже идут, и это гибридные войны, когда ты подрываешь противника изнутри. С этой стороны статья Ильницкого гораздо более серьезная», — комментирует появление «программ будущего» от представителей власти Максим Калашников.
Откуда пошла мода на эти теории? Похоже, власти столкнулись с неизбежным, осознали, что впереди тот мир, в котором Российская Федерация как сырьевой придаток существовать не может.
«РФ создавалась как сырьевая периферия развитых стран, СССР при всех своих недостатках был научно и промышленно развитой страной с тенденцией к автаркии, между прочим. Он мог делать то же самое, что и Запад. Теперь я хочу обратить внимание, что статья Ильницкого появляется одновременно с докладом американского мозгового центра RethinkX, у них вышел доклад «Переосмысление человечества», они говорят о мире, где развивается новое гибкое производство, где глобализация в нынешнем виде погибает, производится практически на местах, где надобность в углеродах и вообще в сырье очень падает. В этих условиях Российская Федерация не выживет», — говорит Калашников.
Поэтому стоит ждать новых судорожных попыток нарисовать образ будущего, но цель у таких проектов — построить жизнь по-новому так, чтобы все оставалось по-старому. Максим Калашников объясняет это тем, что нынешние верхи к построению несырьевого будущего не приспособлены. Они привыкли жить как периферия и делить сырьевые доходы, а новые технологии управления и контроля не преминут использовать для сохранения и укрепления власти…
Источник: ИА «Накануне.RU»