Льготный лизинг в обход кредитного голода
Российская промышленность осваивает продуктивную стратегию выживания в условиях хронического недофинансирования
Механизмы льготного лизинга получили зеленый свет и открытое распространение в России относительно недавно и еще не успели стать массовой практикой. Однако «телега» сдвинулась с мертвой точки и уже есть высокий спрос и продуктивные результаты. В Минпромторге на этот универсальный финансовый инструмент возлагают особые надежды. Когда государство докапитализирует лизинговые компании по низким ставкам (2,5%-5%), это создает дополнительные стимулы для сбыта сложной промышленной продукции. Помимо притока не спекулятивных денег в реальную экономику механизм позволяет решить еще одну важнейшую задачу — создавать продукты с заданными техническими и ценовыми характеристиками под нужды заказчика.
Поддержка на плаву
Лизинг с государственным софинансированием стал наиболее востребованным механизмом для реализации проектов по строительству на отечественных верфях современного транспортного флота. Минпромторг намерен привлечь 108 млрд рублей для приобретения судов в лизинг до 2030 года.
С 2016 года АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) инвестировала в строительство судов по государственным программам 34,4 млрд рублей, в том числе 21,5 млрд рублей бюджетных средств. Общий планируемый объем инвестиций составляет 36,3 млрд руб. За прошедшее время ГТЛК законтрактовала 29 судов, из которых 11 уже передано в некоммерческий лизинг судовладельцам.
Как отметил на недавнем совещании в Правительстве сенатор Константин Долгов, судостроительная отрасль аккумулирует большой научно-технический и производственный потенциал, придает импульс технологического развития целому ряду смежных отраслей.
Чтобы заставить двигаться промышленный конвейер с огромным мультипликативным эффектом — лучше всего действовать от обратного. То есть, от готового высокотехнологичного продукта, инвестируя в него деньги, которые могут быть потрачены, в том числе и на модернизацию и наращивание производственных мощностей. В судостроении действует широкий ряд мер поддержки субсидиарного характера, в том числе на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, субсидии на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию. «В части обновления рыболовецкого флота продолжает действовать механизм так называемой «квоты под киль», — подчеркнул Константин Долгов.
Деньги сельской механизации
Еще более важное промышленное значение механизмы льготного лизинга имеют для российского агрокомплекса и строительства. Эта модель позволяет предоставлять преференции отечественным машиностроителям. В текущем году крупнейший институт технологического кредитования агрокомплекса «Росагролизинг» инвестировал в развитие АПК 43 млрд рублей. Рынок растет вместе с конвейером российских заводов. Годом ранее фонд инвестировали 38,5 млрд рублей. Запущена дополнительная спецпрограмма «Раннее бронирование», благодаря которой поступили заявки на приобретение более 1000 единиц техники общей стоимостью свыше 6 млрд рублей. Акция позволит сельхозтоваропроизводителям приобрести технику на следующий сезон по фиксированной цене текущего года, а производителям — запланировать производство, чтобы для агрария приобретение техники прошло «бесшовно». По данным Росагролизинга, наибольшим спросом в рамках льготных программ пользуется автотехника — 29% от общего объема поставок, среди которой почти вся техника производства ПАО «КамАЗ», а также тракторы — 22%, где преобладают машины Петербургского тракторного завода и Минского тракторного завода.
Развитие льготного лизинга — это инструмент борьбы за импортозамещенный сбыт на внутреннем рынке. Конкуренция между современными поставщиками происходит не только в области качества и функционала машин. За потенциального потребителя сегодня соревнуются прилагаемые к технике платформы агроменджмента и цифровизации хозяйств, комплексы сервисных технические услуг (ремонт, поставка запчастей) и даже финансовые механизмы сопровождения продукции. В последнем российская сторона сильно уступает своим зарубежным конкурентам.
Исчерпывающе обрисовал проблемы кредитно-денежной политики в агрокомплексе лидер ПАРТИИ ДЕЛА, председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин:
— В мире вся сельхозтехника продается в кредит. И наши зарубежные коллеги предлагают ее с большой отсрочкой, порядка 10 лет. Если мы берем в банке рублевый кредит под 10% (а крестьянин реально и под 15 процентов), то за 10 лет должны отдать три стоимости комбайна или другого вида оборудования российского производства. А если аграрий берет западное оборудование, которое ему предлагают в кредит под 0,02% годовых, то он за десять лет просто отдает одну стоимость этой машины.
Полностью материал читайте на сайте сетевого журнала «Цифровые Закупки»