Владимир Боглаев: каким образом, повышая цену на металл, мы помогаем машиностроителю?
Министерство финансов РФ подготовит поправки ко второму чтению законопроекта, вводящего акциз на жидкую сталь, согласно которым некоторые машиностроительные заводы будут освобождены от налога
У ряда российских машиностроительных заводов имеются собственные небольшие мощности по выплавке стали. Эти заводы будут исключены из обложения акцизом по перечню, который будет вести Минпромторг. Об этом рассказал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов в ходе заседания комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Однако небольшие мощности по выплавке стали и производству проката априори нерентабельны. Сталелитейные заводы должны быть максимально масштабные, иначе не получится создавать конкурентную продукцию, подметил член Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА, генеральный директор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев. Отсюда возникает резонный вопрос у эксперта — а о защите каких машиностроительных заводов идет речь, и как вообще машиностроители могли попасть в круг сырьевых олигархов, которые «нахлобучили» государство? Или речь тут уже идёт о литейных переделах самого машиностроения, которые каким-то образом попали на одну полку с наднациональными металлургическими гигантами?
«Сложно себе представить машиностроителей со своим производством проката. У машиностроителей бывают литейные переделы и производство поковок, но это не прокат. Прокатное производство — это сотни тонн жидкой стали, это масштабная доставка руды или лома и т. д. В каком справочнике эти производства попали на одну полку, что потребовалось составлять специальный список?»
При этом на любом крупном металлургическом предприятии есть очень серьезный машиностроительный комплекс, который можно отнести к крупному и даже тяжелому машиностроению. Поэтому есть риск того, что под налоговый пресс могут попасть заводы, которые просто имеют в своей структуре обычные «литейки» для заготовительного производства. При этом в перечне Минпромторга могут оказаться и приближенные к власти владельцы металлургических предприятий, имеющих свои машиностроительные мощности, считает Боглаев.
Согласно законопроекту Минфина, с 2022 года предлагается ввести акциз на жидкую сталь в размере 2,7% от средней за календарный месяц экспортной цены на стальные слябы в морских портах РФ, расположенных в Южном федеральном округе.
Россия сегодня, имея значительный объем сталелитейных мощностей, экспортирует не конечный прокат, а слябы (низкопередельный продукт с наиболее «грязной» частью технологии в производстве проката), которые используются иностранными производителями качественного проката на «экологичных и низкоуглеродных» предприятиях с высокой добавленной стоимостью. По мнению Владимира Боглаева, этот показатель нашей технологической убогости и является следствием ныне проводимой промышленной политики. А акцизы на металл лишь приведут к росту цены на него для машиностроителей и совершенно непонятно, как это должно помочь отечественному машиностроению.
«Учитывая, что объем экспорта металла, акциз в 2,7% превысит в несколько десятков раз весь объем субсидий, который машиностроители сегодня получают от государства, то, теоретически, можно было предположить, что эти средства как раз и планировалось направить на реализацию серьезных проектов по удержанию на плаву и развитию российского обрабатывающего производства, но я не заметил, чтобы такие меры рассматривались в бюджете», — подытожил машиностроитель.