Лучше ли мы станем жить, если снизить налоги?
По прогнозу Минфина, в 2022—2024 гг. экономика России будет расти на 3% в год. Это меньше, чем в среднем по миру
Что тормозит развитие?
Лидер ПАРТИИ ДЕЛА Константин Бабкин, президент ассоциации «Росспецмаш» считает, что в России есть всё, чтобы экономика развивалась двузначными темпами: богатейшие полезные ископаемые, земля, технологические достижения, трудолюбивый народ.
— Даже рост 10% в год не предел. Но для этого не хватает правильной промышленной политики. Главные усилия правительства направлены на укрепление финансовой стабильности. Однако «подушка безопасности», созданная в виде Фонда национального благосостояния, — это вложения в акции иностранных компаний. На эти деньги не построишь дороги и школы. Богатеют сырьевые и близкие к ним компании. Но их прибыль в основном оседает за рубежом. Финансовый сектор растёт в 2,5 раза быстрее, чем вся экономика, но финансовая система у нас спекулятивная и для промышленного развития не работает.
Есть отдельные достижения, но они не тиражируются. Пример — сельскохозяйственное машиностроение, где я работаю. Пять лет назад правительство начало выделять нашим заводам субсидии, позволяющие продавать машины со скидкой. Появились программы, по которым компенсируются затраты на участие в выставках. И сегодня Россия поставляет комбайны и тракторы в 40 стран мира. Экспорт вырос в 4 раза. Казалось бы, надо распространить господдержку на смежные отрасли. Но сейчас появились сигналы, что и объём финансовой помощи производителям сельхозмашин сократится.
Собираемость налогов приближается к 100%-ной: ещё один успех государства. Но налоговое бремя очень тяжело: с каждых 100 заработанных рублей промышленники отдают казне 52–54. Быстрый рост производства немыслим в такой ситуации. Надо дать льготы обрабатывающей промышленности и сельскому хозяйству. Надо перенастроить налоговую систему так, чтобы деньги из сырьевых отраслей потекли в другие секторы экономики. Тоже, казалось бы, очевидное решение. Но государство поддерживает промышленников избирательно и далеко не всегда последовательно.
«Железобетонный» аргумент против налоговых льгот, который всегда выдвигает Минфин: упадут поступления в бюджет. Но на самом деле, увеличив объёмы продаж своей продукции, производители, напротив, увеличат налоговые платежи. В сельхозмашиностроении на 1 руб. господдержки государство в итоге получило 1,87 руб. в виде налогов. А снижение налогов — та же поддержка.
Источник: «Аргументы и Факты»