Мы в демографической яме: Юрий Крупнов рассказал о проблемах молодежной безработицы
За год число работников моложе 30 лет в России уменьшилось почти на полмиллиона человек, следует из данных Росстата
С сентября 2020 года по сентябрь 2021 года, число граждан от 20 до 29 лет (то есть самая работоспособная категория населения) сократилось на 460,5 тыс. человек, почти на полмиллиона. Член Федсовета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов разъяснил, чем грозит сложившаяся ситуация с недостатком на рынке труда молодых работников.
— Как повлияла демографическая яма и пандемия на сокращение молодых работающих?
— Во-первых, пандемия все-таки вторична, ее вклад в этот процесс составляет лишь 5 – 10%. А главная причина в демографии. Мы понимаем, что наша демография похожа на синусоиду: то глубокая яма, то небольшой бугорок. И молодежь в возрасте от 20 до 29 лет — это как раз те люди, которые родились в период предыдущей «ямы» в неблагополучные 90-е годы. Было меньше рождений, и сегодня меньше молодых людей вступает во взрослую жизнь. В 2000 годах рождений стало больше, и, соответственно, молодежи в ближайшие годы будет больше. Но дело в том, что у нас синусоида демографии затухающая, и этих позитивных «бугорков» будет все меньше и меньше. И мы все равно не восстановим то, что у нас было 20 лет назад. Чтобы у нас не было через 30 лет такой же «ямы», сегодня надо принимать все необходимые меры для стимулирования рождаемости.
Сокращение количества молодежи на рынке труда плохо не только с точки зрения развития экономики. Еще более опасный момент, по словам Крупнова, в том, что каждый год за последние 20 лет у нас нарастает молодежная безработица.
— Пока еще можно как-то «выезжать» за счет старых кадров, поэтому молодежь не очень охотно берут на работу. Тем более что у нее сейчас завышенные амбициозные запросы. Молодым специалистам нужно войти в систему труда, поучиться… А их, по сути, лишают такого опыта. Поэтому у них и через 5 лет не будет нормального опыта. Это ситуация двойного удара по экономике. Не только меньше молодежи, но и мы меньше с ней работаем. Сегодня на этом тоже важно делать акцент, иначе мы получим не только демографический спад, но и еще и спад востребованности молодежи как таковой. И когда через 20 лет эта молодежь будет 40-летней, мы получим низкоквалифицированные кадры. Это критический вопрос для существования страны. Сегодня все силы нужно направить на то, чтобы максимально включить молодежь в квалифицированный и высококвалифицированный труд.
Источник: газета «Московский Комсомолец»