Константин Бабкин заявил о ненадобности СПИК в производстве спецтехники - Партия Дела
Присоединиться

Желание британской компании JCB, одного из ведущих мировых производителей дорожной и строительной техники, участвовать в конкурсе на заключение специального инвестиционного контракта (СПИК) вызвало негативную реакцию со стороны отечественных производителей. По их мнению, возможная победа британцев поставит их в заведомо более выигрышное положение и подорвет позиции российских производителей аналогичной техники.

«Компания JCB подала две заявки на регистрацию технологий с последующим выходом на конкурсы по заключению специнвестконтрактов, — рассказал СМИ глава Минпромторга Денис Мантуров. — Речь идет о производстве экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков». По его словам, проект соответствующего распоряжения, расширяющего перечень технологий для заключения СПИК, внесен в правительство и после его утверждения будет проведен соответствующий конкурс.

Напомним, СПИК — это способ стимулирования инвестиций в промышленное производство на территории России. По нему компания обеспечивает поступление дополнительных средств в расширение у нас своего производства (локализацию) в обмен на ряд льгот со стороны властей.

О намерении JCB локализовать производство в нашей стране посредством СПИК стало известно еще в конце сентября прошлого года. Отечественных производителей это не порадовало. Так, лидер ПАРТИИ ДЕЛА, глава Ассоциации «Росспецмаш» (объединяет ряд российских производителей специальной и сельхозтехники) и совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин направил письмо в адрес главы Минпромторга, в котором попытался объяснить всю пагубность такого решения, в случае если его примут.

В беседе со СМИ он пояснил свою позицию: «Я за нормальные и предсказуемые условия конкуренции. Я не против конкретно JCB, иностранцев и так далее. Мне просто непонятно, зачем сегодня вообще нужен этот СПИК в производстве спецтехники».

По его словам, в России на рынке погрузчиков-экскаваторов и телескопических погрузчиков пока доминируют иностранные производители: «У нас до последнего времени просто не очень выгодно было производить эту технику по разным причинам: дорогие перевозки, электричество, кредиты, металл, много проверок и прочее. Но несколько лет назад ситуация стала исправляться. Минпромторг начал запускать различные программы поддержки отечественных производителей». Появилось субсидирование скидок и льготного лизинга, промышленные субсидии, поддерживается экспорт. Пока наши производители со своей долей примерно в 15–20% этого рынка против иностранцев слабы. Но процесс пошел: производство дорожной техники стало инвестиционно привлекательным. «И те же иностранцы, видя наши успехи, стали проявлять интерес к локализации своего производства в России, — отмечает Константин Бабкин. — Но! Если государство проведет конкурс и заключит СПИК с одной из компаний (особенно с зарубежной), то получится, что она, не имея локализации в России, а лишь обещая ее через сколько-то лет, получит доступ ко всем мерам господдержки». При этом у нее появятся сразу две опоры: со стороны и своих властей, и российских.

«Для JCB цена победы огромна, — считает он. — Она и сегодня занимает примерно треть нашего рынка, поставляя машины тысячами, а после этого просто вытеснит с него всех остальных».

Лидер ПАРТИИ ДЕЛА в связи с этим напоминает о недавнем печальном опыте компании «БДМ-Агро» (г. Краснодар), которая при поддержке Минпромторга разработала первый в стране телескопический погрузчик и уже готова была с 2021 года начать его производство. Но из-за недостаточно эффективной защиты внутреннего рынка не смогла довести его до продаж, вернула бюджетные средства и закрыла проект.

Полностью материал читайте на сайте журнала «Эксперт»

Следующая новость
«СП-2 окупится за год»: В Институте проблем энергетики назвали главную задачу «Газпрома»