Муниципальные укрупнения: кто будет работать на местах?
В конце прошлого года на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект о реформе системы местного самоуправления (МСУ)
В единой системе публичной власти он предусматривает упразднение муниципалитетов нижнего уровня — сельских и городских поселений. К 2028 году они будут объединены в более крупные муниципальные и городские округа. Поселенческие администрации и советы депутатов планируется ликвидировать, а их полномочия передать окружным властям. Авторы документа считают, что это позволит обеспечить «согласованную работу различных уровней публичной власти как единого целого во благо граждан», но в регионах видят ситуацию иначе.
В некоторых субъектах уже идут укрупнения. Так, в Приморье объединили Лесозаводской район и Лесозаводской городской округ, что привело к сокращению финансирования и трудностям в оперативном решении возникающих проблем. Об этом рассказал председатель регионального отделения ПАРТИИ ДЕЛА в Приморском крае Всеволод Ию.
«После объединения Лесозаводского района с Лесозаводским городским округом, бюджет города составил 1 млрд рублей при 46 тысячах жителей. При этом в Спасском районе, в котором проживает 28 тысяч граждан, и городе Спасск-дальний с населением в 46 тысяч жителей бюджет составляет 1 млрд и 1,5 млрд соответственно. Объединение Спасского района и Спасска-Дальнего городского округа приведет к уменьшению финансирования», — объяснил политик.
По его словам, после общения с жителями поселков в Лесозаводском округе, стало ясно, что после укрупнения они остались недовольны: власть ушла из сел и работать на местах просто некому.
Председатель архангельского отделения ПАРТИИ ДЕЛА Диана Рудницкая также негативно оценивает реформу органов местного самоуправления, «продавливаемую» партией власти. По ее мнению, она создает управленческую проблему для всей страны.
«Если в территориально небольших субъектах, сосредоточенных в Центральном федеральном округе, такое решение могло бы стать актуальным, то во всех остальных регионах, особенно — северных, ликвидация органов местной власти, находящейся в непосредственной связи с местным населением, равнозначна потере управляемости в принципе», — подчеркнула Рудницкая.
В пример она привела размер территории Лешуконского района Архангельской области, которая больше целой Белгородской области на тысячу квадратных километров. Однако в составе Белгородской области 19 муниципальных районов и 3 городских округа, а в Лешуконском районе предлагается оставить исключительно окружную администрацию с несколькими территориальными филиалами без полномочий, а значит, по мнению Рудницкой, не будет возможности на что-то повлиять.
«Такой сценарий исключает любую возможность реального развития округов, кроме хищнической добычи или эксплуатации ресурсов на стремительно обезлюдевающих территориях, и является проблемой не только Архангельской области, но и ряда других субъектов России, где двухуровневая система органов местного самоуправления не прихоть, а жизненная необходимость», — подытожила эксперт.