Битва за воду - Партия Дела
Присоединиться

Об обмелении рек Костромской области говорилось за минувшие годы много, но это целый комплекс проблем, и надеяться на естественное восстановление водного баланса было бы слишком наивно. В Институте демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) убеждены – уже сегодня необходимо незамедлительно приступить к Делу и начать восстанавливать реки.

К обсуждению, которое состоялось в Торгово-промышленной палате Костромской области, пригласили лучших специалистов в этой сфере — это представители из бассейнового управления области, Костромапроекта, Департамента природных ресурсов региона, Управления эксплуатации Горьковского водохранилища, ООО «Речтранс», судостроительно-судоремонтного и судомеханического заводов, а также мелиораторы, гиодрогеологи и др.

Президент ТПП Костромской области Валентин Орлов поблагодарил разработчиков программы за проделанную большую работу и назвал данную тему ключевой для Костромы. «Реки – это то, что всегда будоражило наш народ. Не зря говорят: «Волга – матушка, наша кормилица». Эта проблема задевает и простых людей, и тех, у кого есть рыбацкие лодки. Мы столетиями не занимались реками, и если для конкретной области разработать систему, то это будет опыт для всей страны», — с такими словами открыл обсуждение председатель Наблюдательного совета (ИДМРР), член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА Юрий Крупнов.

Что же сегодня происходит с водными артериями Костромской области? Об этом подробно рассказал Инженер-гидротехник, кандидат технических наук, доктор географических наук, генеральный конструктор разработки Речной доктрины России Алексей Беляков. «Да, реки Костромской области мелеют, но уменьшение глубин в реках не значит, что воды в них стало меньше», — констатировал он. Оказывается, виной тому прекращение активного использования рек для судоходства или сплава дерева. В итоге русла зарастают, падают скорости течения, повышается дно и, соответственно, уменьшается глубина — так река обмелела. «Это результат кризиса в управлении водными ресурсами. Работа ведется, но не системно, а это очень важно. Сейчас где-то набережную сделали, где-то дно расчистили, причем возможно не там, где надо было. При этом работа с конкретными реками не решит все проблемы. И если так дальше будет продолжаться, если будут мелеть реки, то мы потеряем озёра, и это не только географический вопрос. Это вопрос в том числе, и региональной идентичности, и это, в общем, потеря для всей страны», — обратил внимание на масштаб проблемы Юрий Крупнов.

Однако, каковы бы ни были причины столь нежелательного явления,— факт остается фактом: действительно, мелеют реки. И мы так можем сидеть на берегу и смотреть на это годами, десятилетиями. И давно уже сидим. В результате реки будут дальше продолжать мелеть, а мы будем продолжать смотреть на этот процесс. Сегодня, к примеру, река Кострома судоходна лишь в некоторых местах, причем глубины в межень незначительны, потому невозможно регулярное грузовое и пассажирское судоходство. В качестве одного из первоочередных проектов реконструкции речной сети России ИДМРР выдвигает Волжско-Северодвинский водный путь от Волго-Балта до устья реки Вычегды с сооружением каскада на реке Сухоне. Предлагается реконструкция рек Костромской области с образованием благоустроенных водных коммуникаций, использованием водной энергии рек, мелиорацией приречных территорий и созданием условий для рыболовства. Таким образом, мы увидим фактически возрождение традиционного использование рек, но на технологическом уровне ХХI века. А это значит, что могут быть реанимированы ныне запустевшие населенные пункты, возвращены в сельскохозяйственный оборот заброшенные пахотные земли, реки смогут снова стать основой развития рыбного хозяйства.

Кроме того, можно будет значительно расширить возможности для туризма. Сегодня сплав по реке является довольно востребованным видом отдыха. Однако, у тех, кто решается на этот шаг, возникают трудности. «Проведя опрос с регулярно сплавляющимися людьми, и командами, которые постоянно приезжают в регион с северо-востока на сплавы,- это Ветлуга, Унжа, Межа, — возникают проблемы», — отметила секретарь местного отделения ПАРТИИ ДЕЛА в г. Шарья Ольга Лазутина. «Некоторые маршруты, которые интересны для туристов, сложны в прохождении, поскольку река местами очень мелкая, и приходится плавсредство, на котором сплавляются туристы, тащить какое-то то время на себе. Что, естественно, не очень удобно», — рассказала она.

Отмечая важность и актуальность программы по реконструкции рек, костромские специалисты активно вносили свои замечания. Генеральный директор ЗАО «Институт Костромагипроводхоз» Михаил Привалов предложил разбить программу на ячейки и, прежде всего, начать с северо-запада региона. «Реализация данной программы принесет пользу любому краю, но бизнесу это будет неинтересно, так быстрых денег это не принесет, а вот государству — да, так как оно потом посадит туда бизнесмена и тот будет уже на созданной инфраструктуре «отбивать» деньги», — предположил он. 

Обсуждение вышло достаточно продуктивным, в дальнейшем программа будет доработана, учитывая, в том числе предложения каждого из выступивших специалистов. «А дальше будем двигаться уже на федеральный уровень. Просто необходимо «выгрызать» госпрограмму, поскольку это проблема не конкретного человека, или города, области, а российская», — завершил встречу Юрий Крупнов.

Следующая новость
В центре Костромы прошел пикет против цензуры в СМИ