Как увеличить доходы от туризма в Костромской области в три раза?
Кострома – одна из жемчужин знаменитого «Золотого кольца России», «колыбель» династии Романовых, которая, несмотря на пронесшиеся бурные столетия, сумела сохранить многочисленные памятники архитектуры. Однако туристы не спешат задержаться в старинном городе на Волге даже на один день.
Институт демографии, миграции и регионального развития в рамках партийного проекта «Костромская мечта», куратором которого является председатель регионального отделения ПАРТИИ ДЕЛА в Костромской области Юрий Крупнов, подготовил анализ туристической отрасли. И цифры говорят о том, что туристы в основном – транзитные, в то время как важно, чтобы они останавливались хотя бы на одну ночь – ведь это уже прямые траты, номер в отеле, и косвенные, ужин в кафе. Но что необходимо первично развивать? Турпоток по Костроме, либо — равномерно по области? Эти и иные вопросы обсуждались в ходе проектной сессии «Как увеличить доходы от туризма в Костромской области в три раза?», которая состоялась 8 июня в Торгово-промышленной палате при участии работников сферы туризма.
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов призвал участников обсуждения обменяться своим ценным опытом. Заместитель генерального директора «Большой Костромской Льняной Мануфактуры» Виктор Афанасин, который часто проводит экскурсии по БКЛМ, высказал несколько предложений. Первое, конечно же, — бренд «лён» должен по-настоящему зазвучать, а для этого нужно решать главную задачу – чтобы лён на костромских полях появился. «Можно, например, провести фестиваль льна, но проблема — где найти цветущий лён в Костроме?» — спросил Юрий Крупнов. «А я в этом году посадил перед музеем! – пошутил Виктор Афанасин и добавил, что и фотографы, и телевизионщики смогут заснять так, как будто это не несколько квадратных метров, а целые гектары. Также Виктор Афанасин озвучил мечту многих костромичей: «чтобы к нам повернулась Третьяковская галерея». «Третьяковы не просто же приезжали к нам, многие костромичи и не знают, что Третьяковская галерея «выросла» на костромском льне!», — с грустью признал он.
Екатерина Бажан уже много лет занимается внутренним туризмом. По ее словам, именно детский туризм имеет огромный потенциал, родители всегда будут вкладывать деньги в своих детей, — это направление очень прибыльное. «К Костроме хорошие подъездные пути с Москвы, Петербурга, Вологды, и у нас есть бренды – Островский, лён, снегурочка. Но проблема в том, что властями Москвы с недавних пор запрещены выезды из столицы детей», — рассказала она. В советское время турпоездки были включены в школьную программу, но сейчас этого уже нет. А ведь детям интересно не только ходить по музеям, но и посмотреть на самом предприятии, как это все делается. Вспомнили тут и мэра Москвы, который после школы переехал в Кострому и окончил механический факультет Костромского технологического института. С ним участники обсуждения и решили, что нужно договариваться, напомнить ему о существовании его «юношеской Родины», чтобы он на нее отправлял школьников, по 365 автобусов в год. «А московские школьники с интересом смотрели, как ткань получается. Могу вам фото даже показать с экскурсий!» — обратился к присутствующим Виктор Афанасин. «Что нам показывать, вы бывшему нашему студенту технологического института покажите!» — с улыбкой ответили участники обсуждения.
«Это ведь все возможно, мы же не говорим ни о чем невозможном! А бренд БКЛМ необходимо развивать – и по цехам пройти, и самим попробовать поучаствовать в процессе. Я сам из текстильного Ногинска, но на экскурсии Виктора Васильевича с интересом все посмотрел. Тут важно работать с Москвой. Мне кажется, Сергей Семеныч каждый день вспоминает костромичей!», — с улыбкой предположил Юрий Крупнов, окружающие глубоко вздохнули.
Пока костромичи решаются напомнить о себе именитому выпускнику, в Шарье разрабатывается программа по восстановлению здоровья детей. В Костроме есть здравница, входящая в лучшие сердечно-сосудистые санатории области. Люди приезжают на несколько недель поправить здоровье и успевают посетить достопримечательности города. В ближайшее время семьи будут ездить и во второй город области. «Сейчас мы прорабатываем вопрос с организацией Центра детской реабилитации в Шарье», — приоткрыл занавес Юрий Крупнов. Родители с детьми, приезжающие на несколько недель в Шарью, — хорошая подоплека и для туризма, так называемого медицинского туризма.
«Туристы подплывают на теплоходе, поднимаются прямо в центр города, а дальше им некуда идти, улицы то веером расходятся, но туристов там ничего не ждет», — отрезал Эдуард Федоров, представитель городского сообщества «Кострома — первый квартал».
А ведь этот веер устроен лучше, чем во многих европейских городках! «Есть и простые вещи, которые дают отдачу сразу. К примеру, заходишь в городскую администрацию, а там куча отделов по работе со СМИ, а на наших фестивалях нет машин с номерами даже из Ярославля и Иваново. Почему не приехали – потому что нет пиара!», — предположил он. «У нас есть города на выданье, они уже готовы к туризму», — начал убеждать Эдуард Федоров. «Галич всю свою жизнь постоянно с кем-то сражался, и полякам даже пришлось свой спецназ того времени сюда отправлять, там такая история! И Нерехта – насколько удивительный, но сейчас запредельно бедный. Это полностью одноэтажный город, в котором в самом старом доме идеально, на последние деньги, выкрашен наличник, — это городской фетиш. Там даже есть музей наличников! Замечательный потенциал! А ведь не каждый знает, что наличники — это не прикольные деревяшки, а символические орнаменты», — напомнил Эдуард Федоров.
Не обошлось и без обсуждения дорог, или, как любят говорить костромичи, направлений. Оказывается, зачастую местные жители рассказывают туристам, что огромные ямы на дорогах остались от немецкой бомбежки, и их никто не трогает как исторические реликвии. Из-за отсутствия дорог невозможно вывезти даже туристов из Шарьи в Кострому. Нет и автобусов, которые оборудованы согласно требуемым правилам для перевозки детей. О каком развитии туризма мы говорим, если даже своих туристов не можем по области возить?
В ходе дискуссий звучали и полярные предложения — от необходимости развивать паломнический туризм до идеи провести местный Октоберфест. В Вохме варят пиво, — так что просто необходим свой Вохмофест!
«Чтобы результат был, вы должны объединиться все вместе, необходим единый проект и системный подход», — обратился к представителям сферы туризма Юрий Крупнов.