Промпроизводство в России в январе—октябре 2018 года выросло на 3% по сравнению с тем же периодом 2017-го, причем этот показатель увеличивается уже третий год, констатирует Росстат. Этот рост обеспечивают пищепром, машиностроение, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых.

А вот легпром, наоборот, катится вниз: в 2016 году предприятия отрасли отгрузили продукции на 403,4 млрд рублей, в 2017-м — на 387,1 млрд, то есть на 4% меньше. В общем обороте товаров легкой промышленности в розничной торговле (4 трлн рублей, по оценке Минпромторга) доля российских производителей не превышает 10–12%.

Президент РФ Владимир Путин поставил перед швеями, обувщиками, ткачами задачу нарастить экспорт к 2024 году с $1,1 млрд в год (результат 2017 года; прогноз на 2018-й — $1,4 млрд) до $2,3 млрд (около 161 млрд рублей по текущему курсу доллара).

Однако если легпром и дальше будет сокращаться нынешними темпами, то в 2024 году объем выпуска продукции упадет до 291 млрд рублей, и предприятиям придется продавать за рубеж большую часть производимого товара.

Хуже всего обстоят дела с производством сумок и чемоданов — их в январе—октябре 2018 года выпустили на 36% меньше, чем год назад. Зато импорт этих изделий увеличился за тот же период почти на 30%. На 10% сократилось производство ниток — и на 20% вырос их импорт. То же самое с носками, трикотажем и т. д.

Главный поставщик — Китай, откуда приходит 53% сумок, 44,4% ниток, 54,3% обуви и 72% синтетических тканей. Беларусь везет в Россию нитки (17,5% импорта этого товара), Италия — обувь (10,5%) и сумки (16,4%). На долю Турции приходится около 20% тканей.

Проблема в неэффективности господдержки отрасли, говорят эксперты. Например, на создание текстильного кластера в Ивановской области государство выделило 2,5 млрд рублей, но деньги пошли в основном на организацию презентаций и конференций и оплату услуг зарубежных консультантов, а не на строительство и оснащение производства, говорит председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА Юрий Крупнов.

Вдобавок господдержка отрасли сокращается: в 2018 году предприятия РФ получили 3 млрд рублей от государства, а на 2019-й запланировано всего 1,1 млрд.

Но производители ждут от государства не столько денег, сколько грамотного регулирования рынка: снижения и отмены пошлин на сырье, увеличения импортных пошлин на готовые товары. Так, после вступления в ВТО Россия снизила ввозные пошлины на обувь с €2 за пару до €1,25 за пару, на детскую одежду — с 20% до €1,3 за 1 кг и т. д. В итоге зарубежная обувь заняла 85% российского рынка емкостью 681 млрд рублей в год, констатирует гендиректор компании Ralf Ringer, член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА Андрей Бережной. Нужно повысить пошлины на обувь минимум до 10%, тогда сократится поток дешевой китайской продукции, и отечественные предприятия будут заинтересованы развивать производство. Плюс бюджет получит не менее 28 млрд рублей импортных пошлин, подсчитал Бережной.

За 26 лет производство льна в России сократилось в 25 раз, говорит Юрий Крупнов, и сейчас государство не поддерживает производителей этого сырья — в результате закрываются льноперерабатывающие предприятия. 

Без стимулирующих мер государства инвестиции в отрасль не придут, и она будет все стремительнее отставать от мирового уровня, уверен глава комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА Владимир Гамза. «Отрасль хронически недоинвестирована и безнадежно отстает от конкурентов в плане технологического обновления», — констатирует он.

Легпром — едва ли не единственная сфера российской экономики, в которой даже официальная статистика фиксирует сокращение инвестиций: за десять месяцев 2018 года они упали до 6,2 млрд рублей против 7,6 млрд год назад. Значит производство и дальше будет сокращаться, а импорт — расти, прогнозируют участники рынка.

Рост доли импорта и увеличение НДС с 1 января 2019 года на 2% разгонят инфляцию, отмечают аналитики агентства «РИА Мода»: по их прогнозу, одежда и белье в 2019 году подорожают на 7,5%, обувь — на 8%. Это почти вдвое выше инфляционного прогноза Минэкономразвития, которое надеется сдержать рост потребительских цен на все товары в пределах 4,3% за 2019 год.

Источник: «Метагазета»

Назад к списку
Поделиться
Следующая новость
Константин Бабкин: ЦБ РФ и промышленный рост — как объединить усилия?