Зачем нам нужна социальная норма электропотребления - Партия Дела
Присоединиться

Проблема социальной нормы потребления электроэнергии связана с решением проблемы перекрестного субсидирования, доставшейся России в наследство от СССР. Перекрестное субсидирование — это перераспределение тарифной нагрузки с категории потребителей «население» на «прочих» потребителей. Такой механизм приводит, с одной стороны, к необоснованному ограничению конкурентоспособности отечественной промышленности (поскольку тариф на электроэнергию включается в цену товара). С другой стороны, перекрестка приводит к сокращению стимулов для сбережения электроэнергии со стороны населения, а в ряде случаев, как считают в комитете по энергетике Госдумы РФ, даже к субсидированию практики ее расточительного использования, а также к потере заинтересованности электросетевых компаний в содержании и развитии коммунальных электросетей.

По данным ФАС России, среднее значение нагрузки по перекрестному субсидированию по субъектам РФ достигает 22% конечного тарифа для прочих потребителей. Вместе с тем приемлемые параметры, по оценке ФАС РФ, не должны превышать 10%, чему соответствуют всего четыре региона России: Москва, Московская и Тюменская области и Санкт-Петербург.

К январю 2019 года должны быть разработаны и внесены в правительство проекты нормативных актов, направленных на снижение объемов перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Как считают в комитете по энергетике Госдумы РФ, дифференциация тарифов для населения в зависимости от объемов потребления должна выглядеть следующим образом: при потреблении в одной точке подключения до 300 кВт-ч в месяц — базовый тариф, от 300 до 500 кВт-ч в месяц — повышенный тариф, свыше 500 кВт-ч в месяц — экономически обоснованный тариф. Предполагается сокращение перечня потребителей, приравненных к населению, которым электроэнергия поставляется по регулируемым ценам. Понятно, что для малообеспеченных слоев населения предусматриваются адресные субсидии.

Необходимо отметить, что, по данным комитета по энергетике Госдумы РФ, предложенный порог перехода на повышенный тариф — 300 кВт-ч в месяц — значительно превышает среднероссийский объем потребления электроэнергии домохозяйством, составляющий 225 кВт-ч в месяц. Потребление выше указанного порога наблюдается лишь в шести субъектах РФ.

Собственно говоря, социальная норма потребления может являться скрытой формой повышения тарифов для населения.

По мнению Булата Нигматулина, цена на электроэнергию для населения в России сравнима с ценой для граждан США. «В среднем на душу населения приходится объем энергопотребления 100 кВт-ч. Но давайте посмотрим, какую часть дохода граждан составляют платежи за отопление и электроэнергию. Этот показатель у нас почти самый высокий по Европе, — говорит Булат Нигматулин. — В то же время по показателю удельного потребления населением электроэнергии мы на последнем месте. Надо экономить? А что экономить, если у нас и так объемы потребления очень маленькие. Есть дефицит электроэнергии? Нет никакого дефицита». 

Сегодня прогнозы электропотребления, заложенные в Генсхеме, экспертное сообщество признает чрезвычайно завышенными. Значение электропотребления по различным прогнозам, заложенным в Энергостратегии, находится в очень широком диапазоне — от 1270 млрд до 1520 млрд кВт-ч, а к 2030 году — от 1560 млрд до 2165 млрд кВт-ч. Такой широкий диапазон электропотребления (250 млрд кВт-ч к 2020 году и 605 млрд кВт-ч к 2030-му) показывает, что данные прогнозы носят конъюнктурный характер, их научное обоснование неудовлетворительно, соответственно, они не могут служить основой для разработки схемы и программы развития ЕЭС России на сколько-нибудь значительный период времени (более чем на два года), не говоря уже о горизонте в 5-10-15 лет. Завышенные прогнозы приводят к увеличению генерирующих мощностей, которые приходится оплачивать потребителям.

Выпуск программы на ОТР.

Источник: «Независимая газета» 

Следующая новость
Константин Бабкин стал «Человеком года-2018» по версии Фонда регионального развития «Перспектива»