Константин Бабкин: Идея о смене экономического курса носится в воздухе - Партия Дела
Присоединиться

Существуют и другие подходы

Мысль о необходимости смены экономической стратегии и политики носится в воздухе, обсуждается и на кухнях, и в высоких кабинетах. Правительственная стратегия, которую реализует Центробанк и другие институты, не позволяет России выйти на высокие показатели роста. Таково мнение Константина Бабкина, модератора дискуссии, сопредседателя МЭФ, президента Промышленного Союза «Новое Содружество» и ассоциации «Росспецмаш».

По словам Константина Бабкина, единственная задача Центробанка – снизить инфляцию. Но ключевая ставка ЦБ и дорогие кредиты тормозят развитие экономики, фактически поощряют вывод капитала из страны. «Если Вы американский банкир мирового уровня, то, просто имея деньги на счетах банка, Вы обеспечиваете себе доход в России до 11% годовых. Таким образом, Россия выплачивает 326 миллиардов рублей в год. Из-за разницы в стоимости денег между Россией и зарубежными странами, обеспечивается колоссальный вывод денег из страны».

Но существуют и другие подходы. Представители реального сектора разработали уже несколько отраслевых стратегий развития экономики, при которых можно обеспечить рост промышленности в 15% и более, подчеркнул Бабкин.

– Наша страна может пережить период бурного роста, для которого у России есть необходимый потенциал, – сказал К Бабкин. – Ведущей целью, флагманом стратегии развития мы предлагаем рассматривать новую индустриализацию. Вся политика должна быть нацелена на то, чтобы сделать производство в России выгодным.

С конкретным предложением для изменения экономической и социальной политики выступил Борис Титов, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей, председатель российской «Партии Роста». Программа «Стратегия роста», подготовленная с участием ученых, экономистов, производственников Столыпинского клуба, предлагает комплекс мер, которые создадут все условия для развития бизнеса и благополучия в России на поколения вперед. По мнению «столыпинцев», микроэкономика должна базироваться на макроэкономических стимулах.

По оценке Титова, стране необходимо долгосрочное кредитование, снижение кредитной ставки, а также умеренно-низкий стабильный курс рубля до 2019 года. Принципиально важна поддержка бизнеса. Необходимо стимулировать спрос на недвижимость через дешевую ипотеку, поддерживать бизнес в других отраслях, в частности, в автопроме. В российском бизнесе нужно восстановить утраченный баланс между рисками и доходностью, который возвратит инвесторам интерес к России. Надо не зажимать все и вся, не иссушать денежное предложение, а насытить экономику инвестициями!

Россия для спекулянтов или для инвесторов?

Академик РАН, советник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев
заострил внимание на инвестиционной активности. По его словам, это единственный ключ к научно-техническому прогрессу и экономическому росту. «Мы работаем примерно на половину того объема инвестиций, который необходим для нормального роста экономики», — подчеркнул политик. Используя в качестве примера экономику Китая, академик продемонстрировал необходимость умелого экономического регулирования и создания кредита для передовых экономических отраслей. В России сегодня ни государство, ни коммерческие банки этого не обеспечивают. Несмотря на падение инвестиционной и экономической активности, ЦБ сжимает количество денег, подняв процентные ставки, вынуждает коммерческие банки возвращать кредиты. Бизнес оказывается в ловушке: сокращать производство или переносить кредитную нагрузку на потребителя.

– Процентные ставки в России носят абсолютно маргинальный характер: нигде в мире экономика не работает по таким ставкам, – заявил Глазьев. – Наша экономика экзотична в этом смысле. Мир переживает переход к новому экономическому укладу, и чтобы избежать новой Великой депрессии, нужно расширять кредитование.

По оценке С. Глазьева, в стране созданы идеальные условия для спекулянтов. Операции с валютой приносят баснословные прибыли, в результате чего кредитные организации не доводят до кредиторов имеющиеся депозитные средства. Более того, объем спекулятивных валютных операций, по словам Глазьева, вырос пятикратно на фоне падения всех производящих отраслей. Советник Президента уверен, что в основе кредитования должно лежать обязательство бизнеса расширять производство. Именно такое сочетание государственного контроля и поддержки частного бизнеса поможет сформировать и развить в России высокотехнологичные отрасли промышленности.

Нет цели – нет и достижений

Для России жизненно необходимо государственное планирование и постановка целей в экономике. Необходимо переосмыслить прошлое. Государственное управление всегда имело свою специфику, нам стоит ориентироваться на эффективное управление, существовавшее в 30-х годах прошлого века. Это мнение на дискуссии МЭФ озвучил директор АО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков. Целью госуправления, по словам Серебрякова, должно быть удовлетворение потребностей населения: нужно повышать его платежеспособный спрос. Сегодня же ситуация обратная: не только изъяты деньги из экономики, но и упали реальные доходы населения. Прежде всего, нужно задуматься о межотраслевых балансах: предприятия должны знать перспективы на несколько лет вперед и просчитывать свои возможности, учитывая научно-технологическую базу. «Наша стратегия должна быть сбалансирована и иметь нравы, потому что в безнравственной экономике рывок мы не осуществим», – заключил спикер МЭФ.

О работе Совета по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики ТПП РФ рассказал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. Главной движущей силой развития России в долгосрочной перспективе до 2025-30 года, по мнению эксперта, должны стать несырьевые секторы, поскольку именно эти отрасли обеспечивают наибольший мультипликативный эффект. Вся внешнеэкономическая политика должна быть подчинена политике новой индустриализации. «Реализация всего предлагаемого комплекса мер позволит запустить процесс устойчивого экономического роста, основанный на реализации промышленного и человеческого потенциала страны».

15 лет одних разговоров

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев
посетовал на бездеятельность правительства. По его словам, 15 лет разговоров о модернизации и инновациях привели к тому, что в структуре ВВП доля обрабатывающих отраслей уменьшилась на 15%, а торговля увеличилась в три раза. «У нас правительство макроговорунов, ни за что не отвечающих. Ни один министр не отвечает за штуки, километры, кубометры. У них задача – рассказать об очередной стратегии или дорожной карте, презентовать, а затем, незадолго до сроков ее реализации, создать новую карту со смещенными сроками», – заявил депутат. Коломейцев поддержал других участников дискуссии в критике ЦБ и высокой ключевой процентной ставке.

« 23 центробанка мира, в том числе все ведущие, пошли на значительное снижение процентных ставок», – подчеркнул он. ЦБ России, по словам депутата, не считает себя ответственным за экономический рост. В результате Россия имеет самый низкий среди стран БРИКС показатель монетизации экономики, на уровне 40% (для сравнения, в Японии этот показатель достиг 284%). Стратегия экономического роста, по мнению политика, должна включать следующие меры: национализацию природных ресурсов и базовых отраслей, государственный контроль порога производства и продажи алкоголя, прогрессивную шкалу налогообложения.

О том, как должна выглядеть стратегия развития России в ближайшем будущем, рассказал и Олег Бочкарев, зам. председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. Главной силой, дисциплинирующей продвижение отечественной экономики, Олег Бочкарев считает планирование. Именно это, по мнению эксперта, позволило выйти оборонно-промышленному комплексу страны на успешные показатели. ОПК показал яркий пример, как может расти отрасль, если в ней заинтересовано и в нее инвестирует государство. Результат блестящий: отрасль демонстрирует ежегодный прирост на уровне 15%. Сегодня перед ОПК стоит задача диверсификации. К 2020 году доля гражданской продукции должна дойти до трети. «Мы должны забрать весь отечественный рынок, который сегодня составляет 5 триллионов рублей. Это рабочие места, это наше благосостояние», – обозначил планы на будущее Олег Бочкарев.

…Участники дискуссии своими выступлениями подтвердили, что в России есть не только альтернативные подходы, взгляды и рецепты, но и целые стратегические программы развития экономики нашей страны, тщательно проработанные и обсчитанные на математических моделях.

По мнению модератора дискуссии Константина Бабкина, для динамичного развития страны есть все необходимое. Для реализации нового экономического курса нужна только политическая воля.

Источник: https://gosrf.ru/news/29731/

Следующая новость
Алексей Лапушкин: Политика экономического национализма должна прийти на смену либеральной модели