Андрей Паршев прокомментировал продажу российского «Яндекса» - Партия Дела
Присоединиться
Фото: Freepik.com

Она больше не будет головной, а её заменит МКАО «Яндекс», акции которой будут торговаться на Московской бирже. До 31 июля 2024 года Yandex N.V.  должна сменить название и прекратить использовать бренды «Яндекса». Об этом накануне сообщили в пресс-службе российской компании.

В беседе с изданием «БИЗНЕС Online» член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, публицист, экономист, полковник ФСБ в отставке Андрей Паршев прокомментировал по-настоящему громкую сделку по реструктуризации «Яндекса». По его словам, это событие не было неожиданным. А ключевое слово, которое в данном случае используется, – это редомициляция.

«Можно перевести как «одомашнивание» – переезд компании со всей структурой под юрисдикцию другой страны, той, где она преимущественно работает. В рамках данного процесса новой организацией в декабре был осуществлён выпуск акций – обычных и специальных типа А и Б в российской юрисдикции. Акции компании Yandex N.V. будут обменены. Правила обмена пока неизвестны, будет ли меняться одна на одну или как – вопрос открытый», — пояснил Андрей Паршев.

При этом нельзя сказать, что «Яндекс» на 100% российский теперь, отметил эксперт: у нас созданы такие внутренние офшоры. Условное понятие, но тем не менее… Один – на острове Русский во Владивостоке, второй – тоже на острове – в Калининградской области, объяснил он.

Что касается причин, почему такое решение принято, они ясны. По словам Андрея Паршева, основной бизнес у данной группы в РФ, а взаимодействие с заграницей осложнено:

«Возникли проблемы для акционеров с получением дивидендов. Структура компании в целом сохраняется, тем не менее есть предположение, что заграничные стартапы в будущем всё же продадут. И, наверное, самое существенное – дата-центр в Финляндии. Ситуация нетерпимая из-за того, что персональные данные российских пользователей не должны обрабатываться за пределами российской юрисдикции. То, что при этом сохраняются определённые права современного менеджмента «Яндекса», по-человечески понятно. У них вряд ли были средства, чтобы самим купить компанию, с другой стороны, сторонним покупателям обижать их себе дороже, поэтому схема получилась логичная».

Что касается самой сделки, у нас есть особенность бизнеса, добавил эксперт, которая заключается в том, что нет нужной прозрачности.

«При этом мне кажется, что лица, указанные в сделке, реально существующие, а не подставные, как подумали некоторые издания. Второй момент – они не очень публичны. Но то, что они оказались в данном коллективе (я убеждён), неслучайность. Я бы не хотел спекулировать на тему того, что в сделке присутствовал и политический фактор, но мне кажется, что никто больше не хочет, чтобы наш бизнес шёл по пути всеобщей монополизации», — указал Андрей Паршев.

Нехорошо, когда две-три корпорации приобрели контроль над всем, поэтому доли достались именно данным лицам, а не другим компаниям, которые упоминались, например, в прошлом году, резюмировал он.

Как сообщает издание «БИЗНЕС Online», основным владельцем МКАО – новой головной компании – будет ЗПИФ «Консорциум.Первый» во главе с менеджерами «Яндекса». Yandex N.V. сообщает, что консорциум покупателей возглавляют члены высшего руководства российского бизнеса, создавшие для этого ООО «ФМП». Сложившийся консорциум поддерживается «четырьмя финансовыми инвесторами». При этом ни один из новых инвесторов «Яндекса» не получил контролирующей доли в компании.

Следующая новость
Эксперты ПАРТИИ ДЕЛА поддержали идею развития речного судоходства