Андрей Паршев рассказал, как формировалась нефтедолларовая система - Партия Дела
Присоединиться
Фото: Freepik.com

Фактически система нефтедолларов начала формироваться в 1972 году, когда США отвязали свои деньги от золота. В 1973 году правительство Саудовской Аравии инициировало арабский бойкот поставок нефти в США. Это привело к знаменитому «нефтяному шоку» – четырёхкратному росту цен на нефть, примерно с 3 до 12 долларов за баррель. Доходы Саудовской Аравии от продажи нефти выросли с 8,5 млрд долларов в 1973 году до 35 млрд долларов в 1974 году.

Соглашение, формализованное после нефтяного кризиса 1973 года, предусматривало, что Саудовская Аравия будет устанавливать цены на экспортируемую нефть исключительно в долларах и инвестировать свои избыточные доходы от продажи нефти в казначейские облигации США. В свою очередь, США должны были оказывать королевству военную поддержку и защиту.

В 1973 году произошли события, отголоски которых мы можем наблюдать и сейчас, рассказал «Моноклю» член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, публицист и экономист Андрей Паршев. Начиная с этого года, знаменитые американские автомобильные марки потеряли былое величие, констатирует он. Американцы пересели на автомобили другого типа, главной характеристикой которых было примерно наполовину уменьшенное потребление бензина.

«Это знаменитый топливный кризис 1973 года, когда арабские страны в условиях конфликта с Израилем включили режим нефтяного эмбарго. Но тем не менее, проблема как-то была решена, но, как именно, широкая публика тогда не знала. И только где-то в 2016 году появились сообщения о секретной сделке между США и Саудовской Аравией, а затем, соответственно, и с зависимыми странами Персидского залива. Согласно её условиям, хотя текст этого соглашения до сих пор не обнародован, оно секретное, но тем не менее: Саудовская Аравия свою выручку конвертировала в казначейские обязательства США и поддержало финансовую систему этой страны. Причём, уникальный случай, это вообще никак не отражалось в финансовой статистике. К тому же времени относится и появление термина «нефтедоллар», — рассказывает он.

По словам эксперта, это произошло по ряду причин. Во-первых, экономика США тогда была очень сильно завязана на дешёвую нефть. С ростом цен на неё возник очень серьёзный дефицит американского бюджета. При этом, тогда в мире сложился определённый паритет между капиталистической и социалистической системами. Все ближневосточные нефтяные монархии действовали при поддержке военной мощи Советского Союза и стран Варшавского договора. В то время американские акции по типу «Буря в пустыне» были невозможны.

Но при этом, напоминает американист Андрей Паршев, отношение Саудовской Аравии к социалистической системе было неважное. Там боялись всевозможных революций и считали, что им нужна определённая военная защита на случай мятежей. Таковую могли представить только США, которые были совершенно «политически всеядны». В такой ситуации как раз и стала возможна эта сделка между США и саудитами.

«Самое главное в том, — продолжает он, — что положение экономического, политического и военного гегемона США получили не только благодаря арабской нефти, а благодаря тому, что это была великая промышленная держава. Поэтому доллар превалировал на мировом рынке».

«Но эта ситуация меняется. Сейчас нефтяные державы понимают, что они оказались в зависимой ситуации, потому что сколько бы долларов им не заплатили за поставляемую нефть, американская валюта непрерывно обесценивается», — заключает эксперт.

Итак, сегодня доминирование нефтедоллара, возможно, сталкивается с самой серьёзной проблемой. Истечение срока действия соглашения имеет далеко идущие последствия, поскольку может нарушить мировой финансовый порядок. Эта ситуация может ослабить доллар и, как следствие, финансовые рынки США.

Если цены на нефть будут устанавливаться в валюте, отличной от доллара, это может привести к снижению мирового спроса на него. Что, в свою очередь, способно привести к росту инфляции, более высоким процентным ставкам и ослаблению рынка облигаций в Соединённых Штатах.

 

Источник: Монокль

Следующая новость
Георгий Самодуров принял участие в XI Форуме регионов Белоруссии и России