«Белоруссия — та страна и тот островок машиностроительной индустрии, которые сохранились и очень нужны России» - Партия Дела
Присоединиться
Фото: sb.by

Последние события, связанные с экономическим давлением Запада на Союзное государство, подтвердили необходимость ускоренного и более тесного взаимодействия. Эта тема постоянно обсуждается на встречах президентов двух стран. Правительствами созданы профильные рабочие группы, которые вырабатывают конкретные точки соприкосновения. Сегодня ключевая тема взаимодействия — импортозамещение. Из-за введенных ограничений на поставку различных узлов и агрегатов этот вопрос встал довольно остро. Поодиночке нашим странам его решить сложно, поэтому сейчас оперативно обсуждаются все организационно-технические моменты. Эксперты уверены: Белоруссия и Россия вместе смогут успешно противостоять нелегитимному внешнему давлению и тем самым нивелировать их негативные последствия. На чем следует сконцентрироваться в первую очередь — рассказал член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, генеральный директор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев. Данное предприятие уроженец Жодино возглавил в 2004 году.

Стратегический запас

Сегодня Череповецкий литейно-механический завод — современное высокотехнологичное литейное производство, соответствующее мировым стандартам. Оно производит высококачественное литье из спецсталей и является держателем уникальных компетенций в сегменте нефтехимического машиностроения. Политика руководителя — инвестировать в разработку и внедрение новых продуктов. Это позволило за короткий срок превратить его из одного из сотен умирающих в России постсоветских машиностроительных заводов в растущую компанию. Всех секретов успеха Владимир Боглаев не стал раскрывать, но обсудить принципы работы Беларуси и России в условиях внешнего давления согласился. Местом встречи Владимир Николаевич выбрал Минский автомобильный завод. И, как оказалось, не случайно.

— Что касается МАЗа, то у нас сегодня реализуется несколько проектов. Первый мы начали несколько лет назад, когда рынки России были полностью открыты для любой импортной техники. Тогда, к слову, скандинавские машины шли с демпингом на этот рынок и вытесняли из него не только белорусскую технику, но и снижали производственную локализацию у российских компаний. Хотя КамАЗ вроде бы и сохранил долю на рынке России по перевозкам и по продажам, но очень сильно потерял в плане права называться отечественной машиной — практически все серьезные узлы в ней были импортными: двигатели, трансмиссия и даже кабина. Действующая в России кредитно-денежная система не позволяла раньше и не позволяет сейчас сохранить и развивать глубокие переделы в обрабатывающей промышленности, что превратило отечественный автопром в сборочные площадки иностранных компаний. Белорусским производителям было крайне сложно противостоять и финансовой, и технологической мощи транснациональных компаний. Слишком несопоставимые по масштабам и возможностям силы столкнулись на рыночном поле боя.

В этой неравной борьбе мы решили выбрать сторону союзного производства и белорусскую технику. Один из проектов с МАЗом — организация крупной транспортно-логистической компании, полностью укомплектованной тягачами МАЗ. Мы вышли на рынок предоставления транспортных услуг по перевозке грузов — АО «ЧЛМЗ» создало парк тягачей более 50 штук, для того чтобы посмотреть, насколько вообще эта бизнес-идея интересна. Разговоры о том, что тягачи МАЗ менее экономичные и стоимость владения у них очень высокая, оказались пустыми словами. По факту все наоборот — направление, как выяснилось, не только прибыльное, но и смогло выиграть конкуренцию у компаний, укомплектованных разрекламированной импортной техникой. Первую машину мы покупали еще в 2004 году. Сегодня наш парк насчитывает почти 70 машин. И с точки зрения стоимости владения эта машина значительно выигрывает у импортных аналогов. 95 процентов всех перевозок, которые делает завод, — это услуги сторонним организациям. И всё на нашей, белорусской технике. Оказалось, что цена, которую мы предлагаем по перевозкам, более чем конкурентоспособна на машинах производства Минского автозавода. Этот проект хоть и потребовал креативного подхода к эксперименту, стал ярким доказательством надуманности безграничного превосходства импортных машин.

Кроме того, сегодня в Беларуси достаточно компаний, которые производят различные виды настроек на шасси МАЗа. Это и пожарные машины, и другая спецтехника. В ситуации, когда импорт спецтехники оказался перекрыт, такого рода белорусская продукция очень востребована. А потребности в России в этой технике таковы, что мощности предприятий, которые делают соответствующие настройки, явно не хватает. В данной ситуации возникает вопрос, каким образом нарастить объемы производства такого рода специального оборудования на автомобили МАЗ. В России сегодня появилась программа, которая позволяет финансировать создание подобных производств. Учитывая, что белорусы имеют техническую документацию, мы можем по их лицензии организовать производство под дешевое финансирование из фонда развития промышленности России. У нас такой опыт уже есть. И таким образом сможем закрывать потребности, которые раньше закрывались импортом.

Окно возможностей

— То есть можно смело сказать, что Европа уходом своих компаний с наших рынков открыла окно возможностей для производителей?

— Именно так. Сейчас открылись невероятные возможности развития у машиностроительных предприятий, сумевших сохранить свои компетенции в глубокой переработке. Возможности для восстановления потерянного за последние годы промышленного потенциала в России очень велики, а Беларусь — та страна и тот островок машиностроительной индустрии, который сохранился и очень нужен России.

— А насколько быстро такая кооперация позволит закрыть импорт, который раньше поступал в наши страны и который нужен был для выпуска той или иной продукции? И хватит ли компетенций наших стран?

— Давайте будем откровенны: все потребности моментально закрыть невозможно, да и задача полного импортозамещения не ставится. Одно из решений — это замена тех или иных логистических схем и поставщиков из недружественных стран на поставщиков из дружественных. Одна из таких стран — Китай. И сегодня многие белорусские и российские производители постепенно замещают европейские детали и агрегаты китайскими. Причем достаточно успешно. По понятным причинам все детали раскрывать не станем. Одно понятно точно: западным компаниям, которые одумаются и захотят вернуться на наши рынки, это будет сделать практически невозможно, но о рисках технологической зависимости теперь уже от восточных партнеров я бы тоже не забывал.

С точки зрения возможностей производства тот объем, который ранее завозился в Россию по импорту, Беларусь не сможет закрыть по определению. Речь идет о сумме в 260 миллиардов долларов. Очевидно, что одномоментно такой объем перекрыть невозможно. Но компетенции в белорусском машиностроении такие, что при соответствующем финансировании и развитии союзной кооперации совместными усилиями в течение нескольких лет можно обозначить глобальное закрытие проблем на этом направлении.

Есть потенциал

— Раз уж заговорили о потенциале. Сейчас много говорится о необходимости более углубленной интеграции. В том числе в промышленности. Какие новые точки соприкосновения могут появиться в ближайшее время и где страны не до конца используют свои возможности?

— Действительно, мы сейчас наблюдаем процесс углубленной интеграции между странами. В том числе и в промышленности. Особенно тесно взаимодействие развивается в машиностроении. Недавно подписаны уставные документы Союза промышленников между МТЗ, «Гомсельмашем» и Петербургским тракторным заводом. Наш завод также планирует в ближайшее время присоединиться к данному союзу. И это практический шаг по наращиванию сотрудничества.

Но у стран есть огромнейший незадействованный потенциал. Россия — это экономика, построенная на добыче и перепродаже сырья. Есть масса возможностей повышать эффективность использования. Будучи мировым лидером по запасам нефти и газа, по объемам глубокой их переработки Россия даже не входит в первую десятку стран. Поэтому белорусские и российские предприятия совместными усилиями могут не только увеличить объем переработки углеводородного сырья, но и самостоятельно строить заводы по его переработке, что еще больше стимулирует развитие и в нефтехимии, и в машиностроении. Я большие надежды возлагаю на то, что может появиться направление, связанное с нефтехимическим машиностроением. С одной стороны, это позволит не зависеть от иностранных партнеров, а с другой — это чистая экономика. Чем выше глубина переработки сырья в обеих странах, тем больше добавленная стоимость, а чем выше добавленная стоимость, тем выше уровень жизни населения. Вот и весь рецепт.

 

Источник: Беларусь Сегодня

Следующая новость
Владикавказский деловой форум объединил все регионы СКФО