Булат Ниматулин: Непроданный в Европе газ нужно направить на нужны собственной промышленности
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает повысить цены на газ в России с 1 июля 2024 года на 8% и на такую же величину – с 1 июля 2025 года
Как отмечают в ведомстве, индексация будет лишь на 1% выше прогнозной инфляции (по оценке Минэкономразвития инфляция в 2024 и 2025 году составит 7%).
Суммарное повышение тарифов за два года составит 16,64%. При этом в текущем году цены на газ не менялись, но в минувшем году повышений было два: в июле и декабре (на 5 и 8,5% — для промышленных потребителей и на 3 и 8,5% — для населения). В итоге общий рост тарифов для промышленности с начала 2022 года ко второй половине 2025 года составит почти 33%, а для населения – чуть более 30%.
Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматулин считает, что такие цифры – приговор для экономического роста страны.
«Давайте сравнивать с США, эта страна тоже добывает большое количество газа. По паритету покупательной способности выходит, что там он для внутреннего потребления стоит в два раза дешевле, чем у нас. Природные богатства американцы превратили в конкурентное преимущество для собственной экономики, мы же ростом цен на энергоресурсы тормозим развитие страны. Поэтому необходимы регулируемые внутренние цены», — сказал он.
Эксперт напомнил, что газ – это тепло и электроэнергия. Если жители России увеличивают эти две статьи расходов, то меньше денег у них уходит на то, чтобы купить остальные товары и услуги.
«Газовики и так монополисты, которые существуют вне конкурентного рынка, так ещё уменьшают возможности сбыта для сельского хозяйства, лёгкой промышленности и всех прочих. Покупательная способность граждан не растёт, поэтому для несырьевого сектора сокращаются возможности масштабировать свой бизнес. Это же беда. Сейчас из-за санкций ограничен экспорт газа, значит его много, он должен дешеветь. Почему эти элементарные законы рынка не работают? Давайте освободившиеся объёмы направим на развитие собственного производства, долгосрочный эффект от этого решения выгоднее сиюминутных прибылей», — подчеркнул Булат Нигматулин.
Отметим, в текущем году, по некоторым прогнозам, поставки трубопроводного газа в Европу, вероятнее всего, сократятся ещё более значительно и составят не более 50 млрд кубометров.