Бюрократизм или политический подтекст: зачем Минюст пытается «приостановить» ПАРТИЮ ДЕЛА? - Партия Дела
Присоединиться

Зачем это сделано – многие юристы и политологи недоумевают. Ведомство направило в Верховный суд иск с требованием приостановить деятельность Партии на два месяца. Партии, лидер которой – Константин Бабкин является соучредителем одного из ведущих заводов сельхозмашиностроения. Партии, которая первая выступила в поддержку Президента и его решения о возращении в РФ территорий ДНР и ЛНР. Партии, в состав которой входят промышленники и аграрии, последовательно выступающие за импортозамещение. И, в конце концов, против той политической силы, которая поддерживает бойцов в зоне СВО, главным образом – за счёт собственных средств её членов и сторонников.

Похоже, что свои действия ведомство не объяснило и тем, против кого подаёт иск. Секретарь Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА Алексей Лапушкин в комментарии различным федеральным СМИ рассказал, что с февраля по июнь 2023 года Партия и её региональные отделения проходили плановые документарные проверки со стороны Минюста России и его территориальных органов.

«Значимых нарушений выявлено не было. Региональные отделения успешно прошли проверки, все требования территориальных органов Минюста были исполнены в полном объёме. По итогам федеральной проверки в адрес Партии было направлено предупреждение, с требованием устранить нарушения, переизбрать рабочие органы и внести изменения в устав до 1 сентября 2023 года. Другие замечания Минюста носили технический характер, так, например, неправильное указание года рождения у одного члена партии явилось одним пунктом официального предупреждения», — заметил он.

Были и не менее странные замечания. Например, Минюст счёл нарушением закона то, что на официальном сайте Партии Константин Бабкин упоминался как «лидер» политической организации, потребовав заменить «лидер» на «председатель».

«За два месяца Партия в полном объёме удовлетворила требования Минюста. 17 августа 2023 года был проведён Съезд, все замечания уполномоченного органа были приняты без обсуждений, а нарушения устранены. 29 августа 2023 года Партия официальным письмом уведомила Минюст о выполнении предупреждения, приложив соответствующие документы. Ответа на письмо Партия не получила и соответствии с законом полагала, что претензии исчерпаны. Спустя два месяца 9 ноября 2023 года вместо ответа на партийную почту пришёл административный иск о приостановлении деятельности на два месяца. Теперь у контролирующего органа возник вопрос к изменению в Устав Партии. Но это изменение носит технический характер, то есть никак не является каким-то серьёзным основанием для приостановки нашей работы. Собственно говоря, сам Минюст нам в этом изменении в Устав и отказал», — рассказал СМИ Алексей Лапушкин.

Минюст, по словам политика, предположил, что в связи с якобы нарушением порядка созыва недействителен и сам Съезд. При этом проверяя документацию Партии и все решения Федерального Совета с 2020 по 2023 год, Минюст нарушений не выявил. Все решения руководящих органов были признаны действительными и соответствующими законодательству.

«Всё это вызвало у нас, честно говоря, удивление. Сейчас есть информация, что сегодня этот иск в Верховном суде будет зарегистрирован. Должно состояться предварительное судебное заседание, на котором стороны обозначат свою позицию. Мы настроены на конструктивную работу с Минюстом и рассчитываем на предварительном заседании прояснить для себя ситуацию, если есть какое-то недопонимание, его снять. Если это не получится, будем в суде доказывать свою правоту», — добавил он в комментарии РИА Новости.

Минюст выбрал путь карательной бюрократии?

Подобное поведение Минюста можно рассмотреть с разных сторон. И тем не менее наиболее важным является его юридическая обоснованность. В комментарии «Блокноту» кандидат юридических наук, эксперт в области правового регулирования избирательных правоотношений Гарегин Митин заметил, что оправданными можно считать претензии ведомства, связанные с невнесением изменений в Устав политической Партии.

«Коль скоро был отказ в регистрации изменений, значит, такие изменения не внесены. Что касается остального, то могу сказать, что любые замечания государственного органа не должны основываться на предположениях и сомнениях, должны толковаться всегда в пользу контролируемого лица. Если орган государственной власти не может вынести чёткое и ясное решение, то здесь всё должно оставаться на стороне партии, в частности, все предположения о недействительности тех или иных решений. Кроме того, Минюст России не является уполномоченным органом, который принимает решение о недействительности решений собраний, то есть решений съезда или коллегиального постоянно действующего руководящего органа партии. Где стоит вопрос об оспоримости решения, их недействительность может признать только суд согласно пункту первому статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации», — сказал он.

У ПАРТИИ ДЕЛА, резюмировал Гарегин Митин, есть определённый недостаток. И касается он изменений Устава. Однако в то же самое время – позиция Минюста России большей частью построена на предположениях и сомнениях в отсутствии чётких ясных решений. Поэтому основная нагрузка, конечно, ляжет на суд, который должен будет разобраться в обоснованности тех самых «сомнений и предположений», а Партии необходимо будет документально доказать их необоснованность.

«Хотя, конечно, строить любое решение государственного органа только на сомнениях и предположениях попросту безосновательно», — заключил он.

Согласен с коллегой и эксперт в сфере правового сопровождения избирательных кампаний Антон Тимченко. Он заметил, что к организационным процессам в Партии могут быть вопросы, в частности, что руководящие органы не были переизбраны вовремя. Но с другой стороны, Минюст почему-то выбрал сугубо формалистскую позицию, строя свои доводы на том, что повестка последнего Съезда была изменена, чего делать нельзя.

«При этом в качестве изменения повестки выступает реальная техническая ошибка в итоговом документе. Здесь и простому человеку, не юристу, понятно, что присутствовал простой человеческий фактор, но Минюст это трактует сугубо бюрократически. Опять же, да, были допущены определённые ошибки, как я и говорил, руководящие органы не были переизбраны. Съездом это было устранено. Насколько я знаю, Партия направляла письмо об устранении ошибок в ведомство. Но что совсем интересно, ответного письма она так и не дождалась. При этом сейчас оказывается, что в судебном производстве данное письмо мелькает. Как это произошло? Может, оно из Минюста не туда пришло, может, в Партии его не заметили, но очень маловероятно, что такой важный документ пропустили. Да и честно говоря, в административном иске приведены ведомством целая масса претензий, часть из которых – мелочи, а серьёзное нарушение процедур – буквальное толкование технической ошибки. Остаётся вопрос, как это всё оценит суд», — сказал он.

При этом Антон Тимченко уверен, что у Партии есть хороший задел, чтобы устранить все имеющиеся недостатки, отстоять права и продолжить свою деятельность.

Прослеживаются политические мотивы

Информация о том, что ведомство решило приостановить деятельность ПАРТИИ ДЕЛА, стала настоящей информационной бомбой. Начиная с пятницы телеграм-каналы массово публиковали новости, некоторые из которых, впрочем, не имели ничего общего с действительностью. Дошло до того, что ПАРТИЮ ДЕЛА начали обвинять в политическом бессилии. Якобы значимых результатов на выборах в регионах она не получала. Но тогда зачем Минюст так рьяно обрушился на подобную неактивную политическую единицу?

«Конечно, заявления о том, что ПАРТИЯ ДЕЛА – такая некая пустышка – это неправда. Партия активно участвовала в муниципальных и региональных выборах. Её вели довольно грамотные технологи, и она доказывала, что может эффективно проводить кампании. Именно поэтому на выборы по спискам её никогда не допускали. На самом деле удивительно, но ПАРТИЯ ДЕЛА единственная, по сути, которая без участия в выборах по партспискам сохраняла свой статус за счёт массовости участия в иных выборах. И да, партсписки активно снимали с выборов – вероятно, как раз для того, чтобы Партия не получила льготу на федеральные выборы», — заметил в комментарии «Блокноту» политолог Александр Кынев.

Все снятия ПАРТИИ ДЕЛА были скандальными, а во многом даже уникальными. И при этом, как в недавнем случае с Игорем Борискиным на выборах в заксобрание Забайкальского края, политической организации удавалось доказать свою правоту. Тем не менее курс приходилось менять, часто на региональные выборы от ПАРТИИ ДЕЛА шли одномандатники, которые, к слову, легко избирались.

«И тогда возникает вопрос, может, потому и не пускали выше? Потому что есть шанс избраться? Я скажу моё личное мнение: ниша партии – это лояльный, патриотический бизнес. А чья ещё это ниша? Партии власти. Поэтому, вероятно, возникла угроза, что альтернативная сила может отнять голоса у самой «Единой России». Кроме того, какие-нибудь интеллигентские крикуны на местах опасности не представляют, а вот ПАРТИЯ ДЕЛА ставила в регионах интересных, статусных деятелей. Поэтому, конечно, в ней могли увидеть угрозу», — резюмировал эксперт.

Что касается Минюста, то, уверен Александр Кынев, ведомство действует исключительно из политических мотивов.

«Как показываем многолетний опыт, претензии Минюста политическим партиям – высосаны из бумаги. Один и тот же текст у одних проходит, а у других – нет. Я думаю, что ни один думающий человек не воспринимает Минюст серьёзно, и понимает, что он занимает сугубо политическую позицию», — заключил он.

И тем не менее: несмотря на всю абсурдность некоторых выводов ведомства, ПАРТИЯ ДЕЛА явно даёт понять – она готова работать над исправлением недочётов, сотрудничать в решении возникших вопросов с ведомством. В том числе и потому, что сегодня Партия – это тысячи сторонников, действующие депутаты, а главное – люди, которые верят и поддерживают патриотическую силу данной политической организации. И бросить их, подвести в столь сложный период для страны не представляется возможным.

 

Источник: Блокнот 

Следующая новость
ПАРТИЯ ДЕЛА просит ЦИК защитить избирательные права жителей Забайкалья