ЦБ не достиг цели снижения инфляции с помощью двукратного подъёма ключевой ставки
Первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов заявил, что подъём Банком России ключевой ставки до 16% не оказал охлаждающего эффекта на российскую экономику
«К сожалению, ставка 16% не является достаточно охлаждающей в экономике, которая двигается вопреки, по эффекту Джанибекова, по-прежнему в сторону очень высоких темпов [роста]. И тут Центральный банк находится в дилемме: он не может поднять ставку с 16%, он достаточно много дал сигналов, что это максимум. Хотя скорректированная на сезонность инфляция замедлилась, но она замедлилась только в зарегулированных компонентах. В тех компонентах, которые свободны от регулирования цен, мы имеем по-прежнему двузначные темпы роста инфляции», — отмечает Пьянов.
По его мнению, как только регулирование снимут, скорректированные темпы прироста инфляции сегодняшние будет очень сложно повторить.
Инфляцию разгоняют большие объёмы денежной массы, которые не обеспечены реальным производством и товарным предложением. Нужно срочно решать, куда эти средства направить, чтобы они не «оседали» на потребительском рынке, считает член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Владимир Гамза.
«Подняв ключевую ставку, ЦБ дал сигнал экономике, что инфляция будет высокая и все предприятия стали закладывать её в свои планы. Второе обстоятельство – это то, что сегодня в экономику поступает огромный объём денежных средств в виде зарплат сотрудникам ОПК, выплат, связанных с СВО и наводнениями. Учитывая инфляцию и её будущий рост, люди бегут на потребительский рынок, чтобы быстрее «отовариться», и туда вливаются колоссальные деньги. Поэтому, скорее всего, Центробанку не удастся удержать рост инфляции», — отметил он и добавил, что именно поэтому ЦБ сейчас предпринимает дополнительные шаги для стабилизации ситуации: происходит снижение объёмов льготной ипотеки и уменьшение послаблений для финансового рынка.
«Это в определённой степени сработает, но в целях обеспечения стабильного роста экономики государство должно предложить населению какие-то свои финансовые инструменты, которые бы позволили перенаправить излишнюю денежную массу в облигации, акции, цифровой рубль и так далее. Это общемировая практика и стандартные меры для абсорбирования избыточной денежной массы. Одна треть всех значительных сбережений в стране находится у государства, одна – у бизнеса, одна – у населения. Поэтому всем какую-то часть сбережений можно направить в инвестиционные проекты. Сейчас государство должно проявить высокую активность, чтобы дополнительная ликвидность ушла не в инфляцию, а в капиталовложения, и чтобы экономика не снизила свои темпы роста», — резюмировал он.
Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, гендиректор АО «Череповецкий литейно-механический завод» Владимир Боглаев считает, что слова зампреда ВТБ Дмитрия Пьянова подтверждают ошибочность решений руководства ЦБ.
«Хочется хлопать в ладоши и кричать «браво» по поводу каждого заявления зампреда ВТБ. Сама фраза, что «подъём Центробанком России ключевой ставки не оказал охлаждающего эффекта на российскую экономику» созвучна фразе «Мы вас душили, душили, а вы до сих пор живёте…». Тогда с какой же целью поднимали ключевую ставку? Остановить рост экономики? Ну если это – главная цель Центробанка, то он её не добился», — говорит он.
Добавим, 26 апреля ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 16%. Регулятор в своём релизе подчеркнул, что текущее инфляционное давление постепенно ослабевает, но остаётся высоким. Из-за сохраняющегося повышенного внутреннего спроса, превышающего возможности расширения предложения, инфляция будет возвращаться к цели несколько медленнее, чем Банк России прогнозировал в феврале.