Эксперты ПАРТИИ ДЕЛА о том, почему зерновую пошлину нужно немедленно отменять
АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России) в очередной раз заявила о необходимости отменить пошлину на экспорт зерна. Организация считает эту меру одной из главных причин снижения доходности сельхозпроизводства.
«Если анализировать причины снижения доходности, то одна из главных – это зерновая экспортная пошлина. В настоящее время это самый востребованный и актуальный вопрос сельхозпроизводителей: при таком резком диспаритете цен и снижении рентабельности надо обнулить экспортную пошлину», — заявил президент АККОР Владимир Плотников на 35-м съезде ассоциации.
По его словам, за два последних года аграрии произвели почти 300 млн тонн зерна, что является историческим рекордом.
Член ПАРТИИ ДЕЛА, фермер Бабкен Испирян удивляется, почему господин Плотников, являясь президентом отраслевой ассоциации и одновременно депутатом Государственной Думы, голосовал за бюджет, который включает в себя доходы от экспортной пошлины.
«Мне кажется, это достаточно странно. Можно же свою позицию против зерновой пошлины отстаивать на трибуне в парламенте, а не среди людей, которые и так против неё, но не имеют рычагов политического влияния. Кроме того, он не задал этот прямой вопрос министру сельского хозяйства, который на съезде присутствовал, а ограничился вручением ему золотой медали за конструктивное сотрудничество. Вот вся эта ситуация, на мой взгляд, достаточно показательна в плане отмены экспортной зерновой пошлины, которая висит гирей на ногах всех крестьян», — сказал эксперт.
Бабкен Испирян напомнил, что за счёт этих денег фактически субсидируется весь аграрный сектор и комплексное развитие сельских территорий. Но рынок функционирует неправильно, хозяйства лишаются возможности инвестировать в развитие. Получился порочный экономический круг, из которого нужно выбираться, но пока нет решения, как это сделать на практике.
Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов уверен, что несмотря на желание Минсельхоза администрировать гигантские суммы, именно это ведомство должно наступить на горло своих амбиций ради спасения зернового экспорта России и публично призвать отказаться от экспортных пошлин.
«За счёт этого механизма с 2021 года получено 600 миллиардов рублей, которые «вынесены» у аграриев. Всё это делалось под видом того, что одни отрасли у нас более рентабельные, другие менее рентабельные. Эти деньги стали основанием для заявлений о беспрецедентной государственной поддержке, но по факту сельское хозяйство финансирует само себя. У нас скопились огромные запасы зерна. Это приведёт к тому, что по причине нерентабельности и затоваривания начнут меняться севообороты в пользу более маржинальных культур. В итоге Россия может лишиться звания ведущего мирового экспортёра пшеницы», — говорит эксперт и добавляет, что вернуть эту позицию можно будет через пять-семь-десять лет.
Наша страна сейчас вкладывает гигантские средства в инфраструктуру для международной торговли зерном, в том числе с Китаем, продолжает Игорь Абакумов, но она может оказаться невостребованной. Кроме того, пострадают машиностроители, которым некому будет продавать технику, производители семян удобрений и так далее.
«Много чего просто станет ненужным. Это же огромная индустрия, в основе которой благосостояние крестьянина. Есть у него деньги – он покупает оборудование, личный автомобиль, книги, одежду и много чего ещё. Вокруг него строится вся сельская инфраструктура. Если его нет – в селе остаются только вороны и покосившиеся избы. Стоимость зерна на мировом рынке в два раза дороже, чем на внутреннем. Крестьяне об этом знают и, в соответствии со своей психологией, не хотят, чтобы на них кто-то наживался», — подчёркивает эксперт.
Он особо отметил, что сиюминутная выгода для государства может принести стратегическое поражение: люди будут переходить либо в пастбищное скотоводство, либо на другие культуры, например, лён. Потому что все остальные уже обложены пошлинами, включая рапс. Но тогда возникает вопрос – каким продовольствием будет торговать наша страна на мировом рынке?
«Люди начинают делать выводы и государство не сможет на их решения повлиять. Это может привести к неуправляемой ситуации в сельском хозяйстве, а это стратегическая для нас отрасль», — резюмировал Игорь Абакумов.
Напомним, по данным Всероссийской сельскохозяйственной микропереписи, проведенной в 2021 году, количество фермерских хозяйств сократилось до 102,4 тысячи со 136,7 тысячи в 2016 году, индивидуальных предпринимателей — до 20,8 тысячи с 38 тысяч. Площадь сельхозугодий на одно фермерское хозяйство выросла до 456,3 га с 226,5 га. Расширили свои сельхозугодья и индивидуальные предприниматели — до 306,6 га против 119,1 га (на одно хозяйство).