Глава Минвостокразвития предложил повторить путь Китая и Южной Кореи
Россия, порвав с Западом, должна повторить быстрый путь к процветанию, который прошли страны Азии, опираясь на собственные силы и преимущества. Об этом говорится в программной статье главы Минвостокразвития РФ Алексея Чекункова
По замыслу автора, предстоящий «разворот на Восток» должен стать не сменой маршрута экспорта с западного на восточный и заменой импорта параллельным импортом, а перезапуском всей экономической модели для достижения темпов роста экономики до 8% в год.
Помимо преимуществ, которые Россия имеет для исполнения столь амбициозной задачи, вроде продовольственной безопасности, высокой концентрации капитала, собственных природных ресурсов и масштабного экспорта, есть и слабые стороны, главная из которых технологическое отставание.
Решение проблемы предписывается не по западным, а по восточным канонам. Не прямым и быстрым путем, а долгим и последовательным. «Битва такого масштаба, как битва за технологии, не может быть выиграна в лоб — «взять у Китая все, чего нам не хватает», — пишет Чекунков.
Это кампания на несколько поколений, где каждое предыдущее передает следующему верный пас, подчеркивает министр. Похоже, на выбор Ден Сяопина. Однако, Чекунков приписывает эту стратегию Сунь Цзы. Очевидно, трактат «Искусство войны» видится ему более соответствующим моменту.
— Министр Чекунков прав в том, что надо кардинально менять парадигму развития, — считает член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — До сих пор к Дальнему Востоку применялась та же неолиберальная парадигма — рынок всё сам решит, которая не работает даже внутри московского Садового кольца.
Второе, в чем прав министр, — нужна быстрая, форсированная индустриализация страны. Это нужно поддержать. Но, дальше, увы, одни абстракции.
СССР нам оставил концепцию территориально-промышленных комплексов. Например, в южной Якутии есть отличный уголь и уникальные руды, в том числе высокожелезистые. Исходя из этих двух факторов, в Якутии и в рядом расположенной северной части Амурской области планировался южно-якутский промышленный комплекс, дающий большое разнообразие высоколегированных сталей.
Рассуждения же Чекункова о проектах по добыче полезных ископаемых — это тот же вывоз ресурсов. Расширив БАМ, мы продолжим вывозить на экспорт прекрасный местный уголь. Но это ничем не отличается от экспорта газа и нефти, на котором мы живем уже 40 лет! Где индустриализация? В чем здесь смена парадигмы?
Не говоря уже о том, что Дальний Восток — очень специфическая территория. Население там живет преимущественно на юге. Для его развития, а также развития Арктики, требуется 10−15 таких территориально-промышленных комплексов, как южно-якутский. На них надо сконцентрировать силы и капитал. Но никакой конкретики нет.
Если говорить отдельно об Арктике, то для развития Севморпути нужно развивать прибрежные территории. Там нужен шельфовый прорыв, который сейчас перестали даже обсуждать. Для производства СПГ требуется высококлассное оборудование, а у нас оно все импортное. Чекунков должен первым кричать о необходимости увеличения нашего машиностроения в 7−8 раз!
Все это напоминает идеи предыдущего главы Минвостокразвития Александра Галушки, который пропагандировал низкие налоги как в Сингапуре, а для этого ТОСЭРы (территории опережающего социально-экономического развития — авт.) создать, из-за чего Дальний Восток якобы «взлетит» так, что развитые государства Азии будет ему завидовать. Это далеко от реальности.
Источник: Свободная Пресса