Игорь Абакумов рассказал, как решить проблему с иностранными владельцами российских земель - Партия Дела
Присоединиться
Фото: Freepik.com

Так, опрошенные изданием участники и эксперты рынка утверждают, что зарубежные инвесторы владеют как небольшими земельными массивами, так и сотнями тысяч га сельскохозяйственной земли.

Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов считает, что в этой новости нет ничего удивительного и об этом давно известно. По его словам, в России долгое время превалировала идея свободы рынка. Поэтому западные инвесторы приобретали землю через многочисленные фирмы, которые прячут истинного владельца. На эти схемы смотрели сквозь пальцы, дескать, землю за границу «не утащить».

Но проблема заключается в другом. По мнению эксперта, подобная практика влечёт за собой определённые риски. Так, Игорь Абакумов считает необходимым оценивать возможности консолидации активов из недружественных стран на территории России.

«Какие могут быть консолидированные действия? Например, прекращение деятельности. Дело в том, что, в соответствии с законами рынка, любой инвестор может её приостановить. Скажет, что ему это невыгодно: «Земля моя, делаю, что хочу, выращиваю одну козу на миллионе гектар». И он увольняет всех работников, распродаёт всё, в том числе технику, провоцируя тем самым начало экономического, потом социального, а потом и политического коллапса. У таких собственников, как правило, несколько тысяч, а то и десятков тысяч работников. Вот, в чём кроется опасность крупных хозяйств. Поэтому, если будет задумка дестабилизировать Россию, то более надёжного способа, чем прекратить производство и объявить о банкротстве, нет», — пояснил он.

Игорь Абакумов обратил внимание на то, что практика приобретения по такой схеме известна давно. По этой теме даже научные конференции проводились, однако то, что этот вопрос начали поднимать только сейчас является следствием СВО. И это не просто случайность.

«Поскольку уже известно и документально подтверждено, что военные действия со стороны Украины финансируют крупные собственники земли, латифундисты, которые там приобрели эти территории точно таким же способом. Естественно, не только они, но у крупных латифундий и корпораций есть свой интерес. Могу даже сказать, что это крупные агрохимические и семеноводческие концерны мирового значения», — указал он.

Для решения проблемы с иностранными владельцами российских земель необходимо первым делом абсолютно чётко и прозрачно составить перечень этих земель, определить конечных собственников и опубликовать эти данные, считает Игорь Абакумов. Что касается дальнейшего плана действий, то предложения следующие:

«На федеральном уровне необходимо ввести ограничения на собственность на землю в одних руках. Частных или юридических – неважно. На региональном уровне и муниципальном – аналогично. То есть, не более 20% земель может быть в одних руках – в районе, области, федеральном округе и так далее. Это абсолютно адекватная норма. Но против неё будет очень большое сопротивление со стороны существующих агрохолдингов, которые сейчас хвалятся тем, что их земельный банк уже более 1 млн га. Но надо понимать, что все они финансируются из государственного бюджета. Стало быть, государство вполне имеет право им кое-что подсказать. Например, разделить бизнес. Кстати, подобная практика уже была применена в истории Великобританией».

Получается, опыт борьбы с латифундизмом в мире есть, но надо проявить политическую волю, резюмировал Игорь Абакумов.

Отметим, что по разным оценкам, площадь сельхозземель, находящаяся в фактическом владении иностранных лиц, может достигать 1 млн га. Но географически это самые востребованные земли на юге России, в центральном Черноземье, Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке.

Следующая новость
Константин Бабкин: производство сельхозтехники выросло в 2,4 раза с 2019 года