Игорь Абакумов: Россия должна научиться использовать своё продовольствие как «мягкую силу» в геополитике
Российский агропром близок к ещё одному рекорду – в этом году страна может отправить на экспорт 1 млн т муки. В списке активных покупателей появляются новые страны, аграрии видят потенциал и дополнительный заработок в переработке пшеницы
Но у дальнейшего роста экспорта есть серьёзные препятствия, а обратная сторона нынешних рекордов – депрессия в зерновой отрасли. Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов говорит о кризисе на рынке зерна как о состоявшемся факте. Он напоминает, что излишки рекордных урожаев давят на цены, на настроения производителей и их намерения сеять в следующем году именно пшеницу.
«Она так или иначе будет производиться как часть севооборота, но перспективы пока неясные. Что касается экспорта муки, то необходимо решать вопросы с парком мельниц и их расположением в стране. Многие мельницы у нас эксплуатируются с середины прошлого века и нуждаются в модернизации. В принципе, при каждом припортовом элеваторе, которые сейчас строят на Средней и Нижней Волге, должны действовать мукомольни, которые обеспечивать внутренний и внешние рынки», — отмечает эксперт.
Сама по себе мука – очень капризна к условиям хранения, продолжает Игорь Абакумов, поэтому срок её жизни не годы, как у зерна, а месяцы. При транспортировке такой продукции из Поволжья в Индию весьма вероятна её потеря в качестве вплоть до негодности. Поэтому для серьёзного экспорта муки нужны «длинные деньги» и государственное участие.
«Я имею в виду строительство приёмных элеваторов в портах стран-покупателей. Для этого выкупать или брать в аренду землю, создавать там целые комплексы по хранению зерна и его переработке. Такой подход позволяет доставлять свежую муку конечному покупателю, и он даёт конкурентные преимущества. Но без госучастия такой план реализовать чрезвычайно сложно, так как у частников просто нет такого рискового капитала, чтобы построить подобный объект условно в Зимбабве или Мозамбике», — сказал специалист.
Игорь Абакумов подчеркнул, что необходимо смотреть на российское продовольствие со стратегической точки зрения и расценивать его как «мягкую силу» для продвижения интересов страны.
«Если будет такой мукомольный комплекс с элеватором в Африке, то мы в считанные дни можем помочь ликвидировать дефицит продовольствия или даже голод в любой точке континента. Случился гуманитарной кризис, у нас зерно уже на месте, его сразу смололи, расфасовали в мешки с надписью «С любовью из России» и сразу отправили. Это совершенно иной уровень геополитического присутствия и влияния, которым пока не обладают ни европейцы, ни китайцы. Но пока такие вопросы наш бизнес боится обсуждать, а государство не дошло ментально», — поясняет он.
Эксперт убеждён, что подобный подход можно попробовать применить на наиболее перспективных рынках для отечественной муки: Ираке, Сирии, Венесуэле, Китае, КНДР и Гонконге.
«Дело в том, что торговать зерном – это всё равно, что торговать сырой нефтью. Необходима переработка и условия, при которых добавочная стоимость оставалась бы в нашей стране, а ещё лучше у производителя. В любом случае, рынок муки не так прост, но отвоевывать свою нишу на нём нужно. Но для начала необходимо перенастроить мышление у чиновников, которые за это направление отвечают. Они должны прогнозировать развитие сельского хозяйства и его экспортных возможностей не на год, не на два, а десятилетия вперёд», — заключил Игорь Абакумов.