Игорь Абакумов: В СССР ситуация с лесными пожарами была в разы лучше
Только за четыре дня мая в 38 регионах ликвидировано более 600 лесных пожаров
Отмечается, что наиболее тяжёлая ситуация в Свердловской, Тюменской и Курганской областях.
Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА Игорь Абакумов согласился с тем, что во времена СССР ситуация с лесными возгораниями обстояла проще. В интервью «Аргументам и фактам» он отметил, что в первую очередь сдерживать пожары удавалось за счёт многоплановой системы предотвращения подобных инцидентов. При этом эксперт подчеркнул, что речь шла не о самой борьбе с возгораниями, но об уходе за землёй.
«Для этого в лесном ведомстве работали егеря и лесники – они обходили свои участки и боролись с сушняком и валежником – распиливали его, пускали на дрова и т. п. Кварталы, на которые делился лес, всегда были расчищены. Но люди стали уезжать из деревни, и земля опустынивалась. Это началось ещё при Хрущёве, а в постсоветское время случился период оптимизации, когда сокращали всё и вся, в том числе сельские школы и больницы, и это ускорило процесс… В итоге земля и лес остались без пригляда. А количество праздношатающейся публики при этом возросло. Например, появился спрос на так называемый сельский или экологический туризм: люди лезут в самую глухомань, а там потом возникает пожар. Вообще, 90% лесных пожаров рукотворны – действует человеческий фактор. Ходят разговоры, что это именно поджоги. Одна из версий – злоумышленники мстят власти за то, что она запретила экспорт круглого леса. Но эти утверждения надо проверять», — подчеркнул он.
Безусловно, тому, что проблема стала столь распространённой, поспособствовал развал аграрной отрасли, который произошёл в 1990-е. Если раньше площади, отведённые под сельхозкультуры, выкашивали, и огонь по ним не мог распространиться, то после 1991 года за выведенными из оборота десятками миллионов гектар просто перестали следить.
«Сельхозземля – это особый, стратегический ресурс. За ней дозор нужен постоянный. На ней может распространяться всё что угодно, в том числе пожары. А если ты пожар вовремя не увидел, считай, что ты его уже проиграл», — добавил он.
Абакумов напомнил про сталинский Великий план преобразования природы. Так, в стране была построена система лесных полос, которая защитила регионы Урала, Поволжья, Центральной России от суховея казахских степей.
«Деревья своими корнями подтягивают влагу и тем самым поднимают водные подземные горизонты. Влага поступает в том числе сельскохозяйственным растениям. Снег задерживается, что позволяет регулировать паводковые воды и насыщать ими почву полей. А когда земля увлажнена, то и трава не сохнет и не горит. Сейчас эти лесополосы сохранились и по-прежнему приносят пользу. Правда, они давно уже не стоят на балансе лесного хозяйства. Они могут содержаться агрохозяйствами, иногда региональные центры помогают деньгами. Но многие лесополосы остались без надзора – их вырубают на дрова, поджигают и распахивают. Пытаясь укрупнить поле, сносят промежуточные лесополосы. Поле становится больше, но страдает от засухи и в итоге становится источником пожара», — заключил он.