Как легпром будет работать в условиях санкций - Партия Дела
Присоединиться
Shutterstock.com

А российские производители прикидывают, смогут ли они заполнить освободившуюся нишу отечественными платьями, джинсами и футболками. Или на сцену, вернее, на рынок снова выйдут «челноки?»

Лёгкая промышленность — одна из тех отраслей экономики, к которым слово «импортозамещение» пока применимо с большим трудом.

За постсоветское время она успела пережить и коллапс, когда нелегальный «абибас», пошитый в китайской или турецкой мастерской, составлял на нашем рынке 69,2% товаров. И относительное благополучие в нулевых. Тогда все признавали, что да, сами шьём мало, зато встроились в мировое разделение труда и можем в любых объёмах купить продукцию «ведущих мировых брендов».

По данным отраслевого союза, сейчас в РФ шьют не более 18% продающейся в стране одежды. По информации компании Fashion Consulting Group, эта доля куда весомее — 25%. Но, как ни считай, большую часть отечественного рынка, объём которого превышает 4 трлн руб., делят между собой другие страны (см. инфографику).

 

Хотя в последние годы быстрее и больше всего росли продажи отечественных брендов. В 2021 г. для 52% россиян информация о том, что товар произведён в России, становилась одним из решающих аргументов при принятии решения, покупать эту вещь или нет.

Казалось бы, при таких настроениях собственное производство должно быть на подъёме. По информации Минпромторга, сегодня отрасль насчитывает 20 тыс. предприятий, на которых трудятся 285 тыс. человек. Но большинство из них заняты логистикой, распределением заказов и продажами. Отшивать коллекции наши бизнесмены до сих пор предпочитали за границей — в Индии, Китае, Средней Азии. В России шьют главным образом те, у кого есть госзаказ — на униформу, спецодежду и проч.

Впрочем, уже есть и обратные примеры — когда иностранцы приходят в Россию: из-за падения курса рубля стоимость рабочей силы у нас вновь, как в 1998 и 2014 гг., стала ниже, чем во многих странах.— Возрождение российской лёгкой промышленности произойдёт, если мы восстановим производство льна, шерсти и конопли, — говорит член Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА, почётный работник агропромышленного комплекса Игорь Абакумов.

Главная промышленная российская культура — лён. К сожалению, в России за постсоветское время лён почти перестали возделывать, крупнейшая льночесальная фабрика в Ржеве сейчас в состоянии банкротства, поэтому на производстве в основном используется белорусское сырьё. А ведь ещё в советское время лён выращивали более чем в 20 регионах Нечерноземья.

— В СССР бельё ещё делали из льна, — вспоминает Абакумов. — Такое решение было принято не только для того, чтобы обеспечить реализацию отечественного сырья, но и с медицинской точки зрения: лён обладает антисептическими свойствами, в нём реже заводились вши.

Государство могло бы помочь возрождению льноводства — пусть не прямыми финансовыми вливаниями, но хотя бы размещением госзаказа на пошив постельного белья для больниц или для учреждений ФСИН. Но если льноводство просто забросили, то производство шерсти прихлопнули в один момент…

— Министру обороны Павлу Грачёву в 1990-х пришла мысль переодеть всю армию в обмундирование из синтетических материалов, — рассказывает Абакумов. — А тогда вооружённые силы потребляли 90% всей выпускавшейся у нас шерсти. Так был нанесён смертельный удар не только по производству шерсти, но и по российскому овцеводству. Поголовье не удалось восстановить до сих пор.

Ближайшими источниками хлопка для нас были Узбекистан и Таджикистан. Однако в Таджикистане долго шла гражданская война, а узбеки в течение многих лет были связаны кабальным соглашением с Китаем, который скупал у них весь хлопок на корню. Поэтому российские бизнесмены начали переориентироваться на Индию. А ведь хлопок когда-то выращивали в промышленных масштабах и в Ставропольском крае.

— Разводить хлопок начали в Астраханской обл., потом перешли в Волгоградскую, позже — в Ставропольский край, — объясняет Абакумов. — Но потом было решено, что климат неподходящий, да и воды было недостаточно.

Руководство СССР отдало эту культуру на откуп Средней Азии. Но после перестройки ставропольские селекционеры вернулись к опытам с «белым золотом». Единственный на сегодня проект промышленного производства хлопчатника в РФ появился в 2019 г. на предприятии «Терский». На экспериментальных посевах там добились урожайности хлопка-сырца в 40 ц/га — выше, чем в Узбекистане.

 

Источник: «Аргументы и Факты»

Следующая новость
Выход из ВТО: идея уже перезрела?