Константин Бабкин: Санкциями воспользовались по большей части не российские, а китайские и турецкие компании
В рамках выездного заседания Совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, которое пройдет 18-19 сентября в Ельце Липецкой области, участники обсудят насущные вопросы производства комплектующих для машиностроения
Как менялась экономическая политика за последние годы, чтобы помочь производству, какие меры государство еще не предпринимает, хотя уже следовало, и многие другие вопросы эксперты ТПП рассмотрят и предложат свои варианты по спасению отечественного производства. Председатель Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель Совета ТПП РФ, президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин в беседе с Накануне.RU обозначил основные темы, среди которых и острая нехватка кадров, и меры регулирования рынка для защиты российских машиностроителей.
— Уже скоро состоится выездное заседания Совета ТПП в Ельце, какие темы будут подниматься? Вопросы, касающиеся производства компонентов, остаются главной темой в повестке?
— Да, мы будем обсуждать развитие производства компонентов для машиностроения. Ситуация непростая. Мы уже давно в рамках нашего Совета ТПП говорим, что для предприятий сохраняются чрезмерно высокие налоги, политика Центробанка не всегда дружественная к тем, кто хочет в России созидать, мы до сих пор соблюдаем правила ВТО, которые также не слишком дружественны для российских производителей несырьевой продукции. Из-за всего этого мы проигрывали и продолжаем проигрывать конкурентную борьбу с зарубежными производителями. Между тем, именно производство компонентов определяет технологическую независимость и устойчивость экономики. Это наукоемкая деятельность, требующая многолетней наработки компетенций, долго окупаемых инвестиций и кропотливой работы с кадрами.
— А в отношении готовой продукции ситуация меняется?
— В отношении готовых машин ситуация начала изменяться, условия стали смягчаться, на протяжении восьми лет Минпромторг ведет работу, появились меры поддержки машиностроения, Фонд развития промышленности работает, есть и льготные кредиты, поддержка НИОКР есть, субсидии. Но все меры поддержки в львиной части касаются производителей готовой продукции, а производители компонентов — это небольшие предприятия, находящиеся в регионах, в небольших городах, поселках, не всегда они пребывают в хорошем финансовом состоянии, не всегда могут выделять деньги на содержание штата, юристов, специалистов по работе с правительством. Поэтому меры поддержки во многом не касаются производителей компонентов.
— Об этом и будете говорить на выездном заседании?
— Да, еще мы посетим два предприятия, АО «Елецгидроагрегат» и «Гидропривод Елец» — типичные предприятия, производящие компоненты, послушаем, что люди говорят, в каких условиях работают. Предложим правительству больше внимания уделять этому сегменту, расширять меры поддержки или в целом менять экономическую политику, чтобы и налоги, и кредитные ставки были значительно ниже. В России есть все для производства машин: есть у нас и рынок, и компетенции, и огромные традиции в машиностроении, есть необходимые ресурсы, есть люди. Единственная вещь, которой не хватает — правильная экономическая политика.
— Что изменилось за год в производстве компонентов, есть улучшения? Год назад говорилось, что без иностранных комплектующих мы никуда?
— Прошлый год был непростой, порвались десятилетиями наработанные связи с европейскими поставщиками, в машиностроении была серьезная зависимость от импорта — и в плане закупок компонентов, станков, и одномоментно все было остановлено. Предприятия проделали большую работу либо по локализации, либо по поиску поставщиков в дружественных странах. По моим ощущениям, ситуация выровнялась, но как это случилось: западные, европейские поставщики ушли, 80% мы заменили на поставщиков из дружественных стран и только 20% — на компоненты российского производства. Так что, в целом, возможностью воспользовались по большей части не российские, а китайские и турецкие компании.
— Чем это объясняется?
— А это как раз и объясняется тем, что у нас ни один налог не был снижен в последние полтора года, политика Центробанка продолжилась по накатанной, такой же, как была заложена при Гайдаре и Чубайсе, при Ельцине. Продолжилось и наше членство в ВТО, по-прежнему мы соблюдаем ограничения, которые на нас тот же Чубайс наложил. Вот и получается, что раньше деньги шли на Запад, сейчас идут на Восток, а наши региональные предприятия развиваются в недостаточной степени, а с ними — и малые города и села.
— Что касается программных обновлений для технологий, вся работа встала год назад, сейчас в IT-секторе есть ответы на вызовы такого порядка?
— Обсудим, конечно, и это, но эта тема не так существенно влияет на самочувствие машиностроения. Тем более, что IT-отрасль у нас пользуется поддержкой государства, она живет в отдельных условиях. IT-компании НДС не платят, налог на прибыль не платят, соответственно, эти отрасли развиваются, демонстрируют серьезные успехи и закрывают пробелы, которые могли бы возникнуть, если бы отрасль не получила поддержку. Это как раз пример того, что происходит, когда правительство создает нормальные условия для отрасли — отрасль живет и работает на хорошем мировом уровне.
— Завидно даже становится промышленникам в этом смысле…
— Да, и мы будем просить, чтобы производителям компонентов правительство предоставило те же льготы, что и производителям IT-продуктов. Мне кажется, это будет справедливо.
— И какие льготы нужны, как снижать себестоимость продукции? За счет чего это делать, за счет налогов?
— Да, в Китае, например, 13% НДС, а в России — 20%. Каждый российский продукт, допустим, на 7 руб. дороже, это уже существенно. А в Китае, помимо низких налогов, есть еще и другие механизмы поддержки: кредиты не на 10-15% годовых, а 0,15%. И из таких условий складывается, что в России менее выгодно производить компоненты, чем в Китае.
— Большая проблема в России — нехватка кадров, это на производстве заметно? Есть ли улучшения? Идет подготовка новых кадров?
— Проблема, конечно, острая. Рыночная реформа, коммерциализация образования привели к тому, что у нас институты и университеты сознательно не производят специалистов по коробкам передач, например, по металлообработке, по инженерным специальностям, но готовят магистров, бакалавров поверхностного уровня. Студент сегодня не ориентирован на реальную практику. Поэтому возникает дефицит квалифицированных кадров. Но все же начались попытки решить ситуацию, в частности, Ростсельмаш и Донской государственный технологический университет создали при поддержке правительства передовую инженерную школу. Государство деньгами помогает и университет вместе с предприятием готовят ребят, которые были бы изначально ориентированы на отрасль сельхозмашиностроения, на задачи, которые им предстоит решать. Но это первая ласточка, таких ласточек нужно еще много, не одну, не десять, а тысячу десять. Пока же подобные проекты можно пересчитать по пальцам. Тем не менее, движение какое-то есть, я надеюсь, что, когда будут видны результаты полета этих первых ласточек, тогда, может быть, правительство озаботится, но пока это только надежды.
— Дефицит кадров сейчас уже сказывается или это проблема ближайшего будущего?
— В России компоненты мало производят, потому что раньше мы опирались на западные комплектующие, а сейчас — на китайские. Это ведь также связано не только с дороговизной, но и с отсутствием кадров, которые разбирались бы в производстве коробок передач, гидростатических трансмиссий, в литейном производстве. Для этого надо годами готовить кадры, отрабатывать компетенции, сегодня это происходит вяло, поэтому концентрируются разработки в других странах. Это значит, что открытия происходят тоже в других странах, применяются изобретения за рубежом, технический прогресс движется там, а не здесь. А мы пользуемся достижениями других народов, потому что нет тех самых кадров. Так и появляется отставание в техническом плане, потом и в экономическом, так мы впадаем в зависимость от других государств.
— Возможно ли объединить усилия в рамках ЕАЭС, чтобы преодолеть отставание?
— Да, это важная тема, усиление кооперации в рамках ЕАЭС, согласование экономической политики, технологической политики. И эту тему мы тоже будем обсуждать. Другое дело, что в ЕАЭС Россия — самая крупная экономика, технологически перспективная, а если у нас движения не происходит, то другим странам еще сложнее развивать у себя машиностроение, заниматься серьезным производством. Если мы сами вяло работаем, то рассчитывать, что Армения или Киргизия нас сильно поддержат, странно. Хотя, конечно, есть компетенции в той же Белоруссии — поставка коробок передач, изготовление стекол и многое другое. Важно, чтобы наши соседи тоже развивались, здесь нужна согласованная политика.