Константин Бабкин: Стране нужна Новая индустриализация - Партия Дела
Присоединиться
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Его представил лидер ПАРТИИ ДЕЛА, президент Российской Ассоциации производителей специализированной техники и оборудования «Росспецмаш», председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин.

В интервью КП Константин Бабкин рассказал о принципах, на которых должна строиться экономическая политика страны.

ПРЕИМУЩЕСТВА НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

— Кто работал над проектом Стратегии, как долго она создавалась?

— Это результат многолетнего труда, в основе которого и опыт работы предприятий российских промышленников, и мнения экономистов, ученых. Проект обсуждался на Московском экономическом форуме, на различных мероприятиях в РАН, МГУ, а сейчас обсуждается специалистами Ассоциации «Росспецмаш».

В Стратегии содержится не конкретный план действий, а условия для развития страны и принципы, на которые должна опираться ее экономическая политика. В России есть все для возвращения ведущих позиций среди мировых экономик: сырьевые ресурсы, научный потенциал, высокая квалификация и трудолюбие людей. У нас хорошие позиции в мире по производству энергии, металла, минеральных удобрений, сельскохозяйственной продукции. Но проблема в том, что эти преимущества не используются в полной мере.

Например, объемы производства в обрабатывающих секторах за 30 лет после распада СССР выросли всего на 5,2%. Здесь нас обогнали даже некоторые страны, у которых когда-то было заведомо худшие условия для развития промышленности.

— Если коротко, в чем суть Стратегии?

— Ее стержень — в создании условий для Новой индустриализации, производства несырьевых товаров. Экономическая политика должна выстраиваться на трех китах: стимулирующих инвестиции налогах, протекционизме во внешнеторговой сфере и мягкой кредитно-денежной политике.

Мы говорим о том, что в России надо создать условия для того, чтобы выгодно было созидать и развивать производство. Ведь экономическая политика – это не просто борьба с инфляцией, накопление денег, или гонка за местами в каких-то рейтингах…

— Насколько это актуально сейчас?

— Проект был написан этой зимой. В марте, перед презентацией, я еще раз прочитал его и понял, что ничего менять-то и не нужно. Эта работа не только не утратила своей актуальности, а наоборот, — встряска, которую испытала российская экономика, обозначила необходимость проведения Новой индустриализации. Ведь очевидно, что, если у нас не будет собственного производства комбайнов, автомобилей, электроники, одежды и прочих несырьевых товаров, то мы будем оставаться уязвимыми.

На протяжении последних десятилетий деньги рекой утекали из страны. Как частные, так и государственные. 650 млрд. долларов золотовалютных резервов, Фонд национального благосостояния, облигации — все это работало не на нас.

Сейчас идея накопления показала свою несостоятельность: одна половина денег может не вернуться, вторую половину из-за санкций не так просто потратить. Конечно, можно этому огорчаться, наверное, и нужно. А можно увидеть в этом возможности: мы должны не накапливать Стабфонды, а использовать деньги здесь, создавать условия, чтобы жизнь кипела внутри страны. В первую очередь, для этого надо снизить налоги и дать людям возможность работать, производить и зарабатывать.

МЕНЬШЕ НАЛОГ – БОЛЬШЕ БЮДЖЕТ

— Но снижение налогов приведет к выпадению из бюджета значительных объемов поступлений…

— Да, наверное, сейчас можно ожидать снижения доходов бюджета, но это снижение может, и даже должно быть компенсировано, во-первых, прекращением вывода денег из страны. Во-вторых, низкими налогами, которые приведут к росту производства. То есть, наращивание поступлений в бюджет надо обеспечивать за счет роста налоговой базы, а не повышением ставок. Они у нас и сейчас слишком высокие.

Как их снизить? Здесь есть несколько направлений. Первое – отмена налога на добычу природных ископаемых, который касается углеводородов, металлов и другого сырья, и повышение экспортной пошлины на них. Это создаст условия доля того, чтобы сырье на внутреннем рынке стало вдвое дешевле, чем сейчас. За счет этого стоимость продукции на внутреннем рынке снизится, при этом государство компенсирует разницу экспортной пошлиной.

Второе направление – возвращение инвестиционной льготы, которая действует во многих странах и действовала при правительстве Примакова в 1990-е годы. Суть ее в том, что, если предприятия вкладывают деньги в развитие, то с этих денег они не платят налоги. Тем самым мы запускаем инвестиционные процессы, даем толчок развитию экономики.

Например, если инвестиционная льгота составит 50%, и вся прибыль предприятий будет направлена на инвестиции, то из бюджета выпадет 250 млрд. рублей – половина из тех денег, которые поступают в виде налога. Но при этом в первый же год рост производства вследствие увеличения инвестиционной активности составит около 1,8 трлн. рублей, а налоговые отчисления вырастут почти на 1 трлн. рублей.

Например, государство запускало меры поддержки сельхозмашиностроению. Нет, налоги оно не снижало, а давало субсидии аграриям на покупку техники – 15% от стоимости комбайна, что в определенном смысле можно сравнить со снижением налога. Когда система была запущена, ощутимое оживление отрасли проявилось в течение полугода, а за три года после введения мер поддержки производство сельхозтехники в стране удвоилось.

— А что делать с подоходным налогом?

— Его надо рассматривать вместе с налогами, которые за работника работодатель отчисляет в различные фонды. Необходимо ввести прямое финансирование фондов из федерального и региональных бюджетов. Это позволит ликвидировать маркировку налогов и платежей и установить их ставки на эффективном уровне, высвободит рабочие руки и снизит нагрузку на бизнес.

Налог на доходы физических лиц, отчисления в Фонды социального и медицинского страхования, в Пенсионный фонд – все это составляет 54% от дохода людей, у которых маленькая зарплата. Богатые платят меньше – порядка 35%, потому что отчисления в фонды не берутся с зарплат выше определенного уровня.

Поэтому для людей с зарплатой до 25 тысяч рублей в месяц надо вообще обнулить налог. А для больших зарплат – поднять с 35 до 54%. Это будет справедливо. Во-первых, такой шаг будет позитивно воспринят обществом, во-вторых, поддержит покупательную способность людей и предприятий. Потому что стоимость сырья, налоги на зарплату – это значительная составляющая себестоимости производства в России.

Думаю, за полгода налоговую политику можно перенастроить и почти сразу получить очевидный эффект. А в течение нескольких лет можно ожидать удвоения экономики.

НОРМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ — «ЛЕГКИЕ» ДЕНЬГИ

— Как стимулировать предприятия инвестировать в развитие производства?

— Инвестиции в производство слабо идут не потому, что в стране мало денег. А потому, что заниматься производством не выгодно: дорогое сырье, высокие налоги, дорогие кредиты. Поэтому зачастую созданный в России продукт оказывается дороже не только европейского, но и китайского продукта. Если продукт будет дешевле, то деньги для инвестиций найдутся. Банкира не надо будет уговаривать, если ему показать проект, который за три года удвоит каждый вложенный рубль.

У нас в любой непонятной ситуации с экономикой повышается ключевая ставка. Это «выжигает» инвестиционную активность, потому что невозможно за счет дорогих кредитов создавать новые производства.

Чтобы продукт стал дешевле, нужна мягкая кредитно-денежная политика и протекционизм, то есть защита своих производителей на внутреннем и внешнем рынках.

ЗА НАШИХ!

— Есть ли условия для конкуренции на внешнем рынке?

— На протяжении десятилетий наша внешнеторговая политика подчинена правилам ВТО. И мы, вынужденно приспосабливаясь к этим правилам, встраиваемся в мировые производственные цепочки на вторых ролях. Российские производители оказались в условиях неравной конкуренции с зарубежными из-за более высоких налогов, дорогого сырья и кредитов.

Экономическая политика должна быть нацелена не на соответствие нормам ВТО и требованиям других стран, а на то, чтобы наши производители работали в условиях, которые не хуже, чем у их зарубежных коллег. Нужна политика поддержки своих производителей и завоевания внешних рынков.

Надо научиться правильно понимать, объяснять и защищать интересы каждого российского участника внешнеэкономической деятельности, а любое ущемление его интересов расценивать как ущерб национальной экономике.

— Как вы оцениваете перспективы принятия Стратегии?

— Каждый чиновник, даже самого высокого ранга из тех, с кем я общался, понимает: в Стратегии содержатся разумные вещи. Но мешает инерция, накопленная за 30 лет. Идея Стратегии в том, чтобы изменить образ мышления: не копить кубышку, не бороться с инфляцией, а создавать условия для развития производства. Тогда и деньги потекут государству рекой. Я уверен, что такой поворот в сознании произойдет. Ведь Новая индустриализация повысит доходы государства и россиян, создаст рабочие места, придаст импульс образованию и науке, повысит обороноспособность и улучшит моральный климат в обществе.

 

Источник: Комсомольская правда

Следующая новость
При поддержке ПАРТИИ ДЕЛА в Челябинской области прошел турнир по карате