Константин Бабкин: вопрос обороны культуры — это вопрос выживания - Партия Дела
Присоединиться

— После начала СВО очень сильно поломались отношения с Западом во многих сферах, но произошла ли коренная ломка в культуре?

— Мы под давлением Запада находимся давно, со времён Петра I, когда дворяне по его велению переоделись в иностранную одежду, надели парики, стали кушать иностранную еду, потом через какое-то время стали и говорить по-французски между собой. И Запад нас постоянно поддавливает, во многих областях это проявляется. Запад опережал остальной мир в своём развитии последние столетия, что в науке и технологиях, что в культуре.

Начало СВО — это разрыв с Западом по многим статьям. Он, конечно, болезненно сказывается на нас, многие сильно переживают, что Запад отказался нам одежду поставлять, фильмы. Но я думаю, что это движение имеет свои позитивные стороны: всё-таки нас ситуация толкает к тому, что мы должны больше внимания обращать на свою историю, сами создавать те самые фильмы, шить современную одежду, это необязательно должно приходить с Запада.

Процесс болезненный, ломка есть. Но я думаю, что это оздоравливающая ломка. Мы станем более сильными, если правильно среагируем. Вот, например, Ксения Собчак для меня — символ либеральной антирусской деятельности в области культуры. Её вытеснили из страны, но она по-прежнему на первых полосах во всех СМИ, из культурной повестки она не вытеснена. Посмотрим, может, её поменьше станет, будет побольше ребят, которые ценят российскую культуру, нашу историю, больше про современные проблемы будем говорить, больше современных фильмов снимать, необязательно чернушных. Ломка есть, но я думаю, что это всё к лучшему.

— Вы идеолог художественного фестиваля «Время, вперёд!», член жюри. Что заинтересовало промышленника и предпринимателя в вопросе культуры, что с культурой не так?

— С политикой в области культуры у нас беда. Сейчас Россия сталкивается с западной цивилизацией на поле боя, но эта борьба идёт уже десятилетия в экономической сфере, и как-то получается, что в отсутствие сильной экономики, будучи просто «сырьевым придатком», мы ничем не можем похвастать и в культурных достижениях. Наверное, это взаимосвязанные вещи.

Про экономическую политику мы десятилетиями говорим, что нужно создавать условия для индустриализации, для производства, для построения независимой индустрии и вообще экономики. Но в правительстве по-прежнему сидят люди гайдаровского толка, которые считают, что надо в России кредиты выдавать подороже, деньги хранить на Западе, налоги поддавливать для жителей. То есть в экономической сфере политика безвольная, не соответствует текущим проблемам и ведущемуся противостоянию.

Такой получается и культура. Государство выделяет деньги на съёмку фильмов, на постановку спектаклей, поддерживает театры, печатает учебники. Но в этих учебниках, спектаклях и фильмах мы видим, что Россия и её история часто изображается как череда кровавых драм, общество пронизано коррупцией, все невежественные. Я смотрел и фильмы российского производства, созданные при господдержке, в телевизоре тоже либо чернуха, либо ниже пояса, юмор деструктивный. Это всё сознательная политика в области культуры, которая, наверное, состоит в том, что надо человека как-то развлекать, веселить, чтобы он не думал о серьёзных вещах. Это всё приводит к тому, что наше общество слабо, отстаёт в темпах развития от других стран. В итоге другие страны вторгаются в нашу цивилизацию, откусывают целые куски, например, Украину: от нашей цивилизации откусили, вооружили и натравили на нас.

Видимо, неслучайно и то, что уже давно из телевизоров, из книг, из культурной повестки выпал человек труда. Есть блогеры, есть проститутки, есть Ксения Собчак, а человека труда нет. И мы подумали, что, может, создать такой фестиваль, в котором участвовали бы художники, чтобы их приглашать на производственные площадки, заводы, чтобы они рисовали и показывали — что индустрия есть, жива, там работают настоящие люди.

Такую инициативу выдвинули, и оказалось, что поддержка очень серьёзная. И вот уже шестой год мы проводим фестиваль «Время, вперёд!». В этом году представлено порядка 800 картин. Запрос общества на оздоровление культуры и культурной политики есть, и проявление такого запроса — это успех фестиваля «Время, вперёд!».

— Актриса Мария Шукшина считает, что слепая мода и копирование дикого больного Запада к хорошему не приводит. Она недавно опубликовала пост с зомби-балеринами на фоне дворца культуры из фильма «Реальные пацаны против зомби». И, вроде бы, картина 2020 года, но и сейчас у известных деятелей, таких как Шукшина, нет ощущения, что в культуре что-то изменилось.

— Балерины-зомби — это как раз проявление того, что мы находимся под давлением именно Запада, зомби — это же эклектика, нарратив Запада. У нас-то Лешие и Бабы-Яги, а зомби из Америки к нам «приехали». И то, что балерины перекрашиваются, дети по-прежнему празднуют Хэллоуин — это проявление того, что мы находимся под давлением, забываем свои легенды и пересаживаемся на чужие.

Кому это надо? Это факт — Америка потратила значительные деньги и усилия в советское время для того, чтобы принизить, сделать русское немодным, внедрить это в общественное сознание, а говорить больше о Пикассо, о каких-то западных импрессионистах, и в это дело вкладывались и по сей день вкладываются усилия. То же самое сейчас происходит с повесткой ЛГБТ, в неё тоже вкладываются, очевидно, усилия и деньги. Задача этого — разрушить культуру, насадить глобалистскую повестку. Я в этом вижу давление Запада и глобалистов, этому нужно противостоять.

— А какую культуру надо нести рабочему классу и с какой целью, на ваш взгляд?

— Ту, которая усиливает нашу цивилизацию, изучать нашу историю. Видеть, что она далеко не из войн и трагедий состоит, а в ней много радости. Нужно показывать факты, которые вселяют уважение к нашей цивилизации у молодёжи, среди рабочего класса, интеллигенции. Делать нашу цивилизацию сильной и опирающейся на свои традиции. Надо стимулировать создание таких произведений.

— В советское время мы знали фамилии людей труда, знали профессии, знали, что они важны. Сейчас мы знаем только названия фирм и фамилии директоров, мы знаем, что Крымский мост построил Ротенберг и медаль получил. Как рабочему классу снова появиться на острие пропаганды, есть ли такая необходимость?

— Необходимость есть. Как появиться — надо поменять политику в области культуры, сделать её более здравой. Я бы выгнал нынешнего министра культуры. В театр войдёшь — ни одной здравой постановки нет. В драмтеатре в Москве всё ниже пояса и мат, некуда сходить, а как сходишь — испугаешься. Хотя все театры сидят на госдотациях и они подвержены влиянию Министерства культуры.

Как появиться человеку труда на острие пропаганды? — это движение должен возглавлять человек нормального образа мысли. В советское время были фильмы, например, «Самая обаятельная и привлекательная» или «Москва слезам не верит» — там же люди живые показаны, современность, эти люди имеют профессии, кто-то руководит фабрикой, кто-то слесарь, кто-то в научном институте, то есть люди, имеющие определённый реальный статус, занятие, но при этом они любят, ссорятся. А сейчас в фильмах люди десоциализированные.

Что делать — политику надо менять. Как в экономической сфере — надо просто захотеть, чтобы страна развивалась и была новая индустриализация, для этого менять главу ЦБ, менять налоговую и торговую политику; так же и в области культуры — надо политику поменять, и всё будет. Появятся настоящие люди на экранах, будет у нас красивая одежда шиться. Надо захотеть этого.

— Сейчас массовый зритель не воспринимает деяния культуры — наверное потому, что создатели не понимают своего потребителя?

— Наверное, маркетологи сидят, спрашивают, что потребителю нужно. Вот в телефоне реклама новинки появляется — «посмотри фильм такой-то», убийство в горах, происшествие в лесу, какие-то триллеры, будоражащие вещи, далеко не позитивные и никуда не идущие, ни к чему не призывающие. Заниматься надо политикой, а сидеть и ждать, что само появится — так не работает, не получается. Десятилетиями оседлали всё ксении собчак, серебренниковы, может, они и делают весёлый продукт, но он деструктивно влияет на общество.

— То есть и люди новые должны прийти, с мышлением соответствующим?

— Да. Без этого никак. Ожидать от людей, которые десятилетиями делают дрянь, что они создадут шедевры и психологически здоровые вещи, — так можно ждать долго и не дождаться.

— Можете отметить новые книги, песни, которые были бы отражением того, что происходит с обществом?

— У меня перед глазами история МХАТ имени Горького. За последние три года режиссёр Эдуард Бояков «раскачал» этот театр, он стал живым и за 2021 год выпустил порядка 20 премьер, были аншлаги, несмотря на пандемию и другие проблемы. Театр в своих спектаклях поднимал и какие-то политические вопросы, и исторические — карьера Столыпина, жизнь Чехова, Средневековая Россия. Такой психологически здоровый, и при этом современный театр появился. Но Министерство культуры посчитало, что такой театр не нужен, Боякова выгнали и отдали этот театр в никуда. Театр исчез из культурного пространства. По крайней мере, эта история показывает, что всё возможно, можно создавать продукт и быть востребованным, но надо создать условия.

— Очень странно, что с начала СВО настроения людей хоть и изменились, но на слуху из новых книг, пожалуй, лишь «Лето в пионерском галстуке» на тему ЛГБТ. О чём это говорит?

— Я не верю, что какой-нибудь Милохин или Ургант имеют миллионы просмотров — это создаётся искусственно. И эти книги — можно их продвигать, создавать скандалы и рекламу, такая работа ведётся целенаправленно. Этой работе надо противопоставлять свою работу. Мы пытаемся это делать в рамках «Время, вперёд!» и других проектов.

— Активно идёт обсуждение запрета пропаганды ЛГБТ — как вы относитесь к этому?

— Надо запрещать, правильно. Это же сознательная работа, в которую вкладываются миллиарды. Любой фильм «Голливуда» — там уже обязательно какой-то трансгендер, гей или ещё кто-то, обязательно эта повестка вплетается в каждый фильм. Эта работа направлена на разрушение традиционных культур. А мы должны защищать свою культуру. Поэтому я поддерживаю запрет пропаганды ЛГБТ в России.

— Если оценивать результат действия культуры масштабно, то каким складывается образ нашей страны, государства?

— Если проанализировать современную массовую культуру, то мы видим, что Россия — это умирающее общество, живущее чужими ценностями, подражающее, соответственно, это общество, не имеющее будущего. Что мы и видели в недавней истории, когда пепси-колой, джинсами и поп-музыкой нас купили, и мы потеряли страну. Мы ослабли в области культуры, и если оздоровления не произойдёт, то мы и дальше будем деградировать. Мы и видим, что население России сокращается, экономика отстаёт от других стран.

Поэтому вопрос обороны культуры — это вопрос выживания. Сейчас одиозные личности уходят, появляются новые. Мало пока этих новых людей, но место освобождается, всё идёт в правильном направлении. Не так быстро, но идёт.

— Откуда культура должна тянуться — сверху или снизу?

— Без поддержки государства, без политики соревноваться с «Голливудом» не то что трудно, а вообще невозможно. Там огромные миллиарды долларов падают в создание и продвижение фильмов, а в каждом фильме чужие ценности, русские показаны преступниками. Противостоять этому можно только вместе: обычные люди, рабочие и интеллигенция, и обязательно государственная политика, чтобы мы создавали фильмы, достойные мирового уровня, как это было в советское время — прекрасные фильмы, которые мы до сих пор помним, на которых воспитывалась молодёжь. Только все вместе.

Следующая новость
Ростсельмаш на Российско-Азербайджанском Дне поля