Ломать и строить - Партия Дела
Присоединиться

После ухода с российского рынка иностранных компаний остро встал вопрос о возрождении своего производства — а для этого нужны промышленные площадки с развитой инфраструктурой и современным оборудованием. Практически в каждом промышленном регионе страны есть устаревшие и неэксплуатируемые производственные площадки. Одним из способов их вовлечения в оборот может стать промышленная реновация, позволяющая трансформировать старые мощности в новые производства.

«В России около 20 тысяч крупных промышленных предприятий, которые в основном были построены и введены в эксплуатацию 50–90 лет назад», — говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Даже если такие предприятия функционируют, поддержание основных фондов в рабочем состоянии обходится им слишком дорого: обветшавшие цеха нужно постоянно ремонтировать, чтобы они не разрушались, при этом экономическая эффективность производств довольно низкая по современным меркам. Кроме того, производственные площади становятся избыточными с учетом оптимизации рабочих процессов. В то же время модернизация площадок, демонтаж старых объектов и утилизация отходов после сноса построек связаны со значительными затратами, к которым многие предприятия не готовы.

По инициативе ТПП РФ запущен проект промышленной реновации предприятий «Браунфилд», который призван дать вторую жизнь старым заводам. Например, неиспользуемые производственные сооружения демонтируются, площадка расчищается, и на этом месте строятся новые, более эффективные объекты.

«Мы начали формировать проект в ТПП в 2020 году. Сначала проработали около года в пилотном режиме, а в прошлом году проект был уже формально утвержден приказом президента ТПП», — говорит член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, руководитель проекта «Браунфилд» Владимир Гамза.

Сейчас в работе уже шесть проектов промышленной реновации предприятий. Еще 20–30 проектов находятся в проработке.

Избавиться от старого

«Наши расчеты говорят, что снести старое и построить новое выгоднее, чем ремонтировать здание, построенное 70–80 лет назад. Ремонтировать такой промышленный фонд, во-первых, дорого, а во-вторых, неэффективно: через 10–15 лет придется начинать ремонт снова. Поэтому собственники предприятий чаще всего прибегают не к реконструкции, а к сносу и возведению новых построек», — объясняет Антон Кирьянов, директор по развитию группы компаний «АлександрГРАДЪ Браунфилд» и член совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.

Компания «АлександрГРАДЪ» занимается демонтажем зданий около 15 лет и выступает ключевым оператором проекта. Ее бизнес-модель построена на переработке отходов и продаже вторичных ресурсов, образовавшихся в результате демонтажа: металла, щебня, кирпичной крошки. Таким образом, отходы полностью утилизируются, а не вывозятся на полигоны. А для заказчика в девяти из десяти случаев работы бесплатны, так как «АлександрГРАДЪ» получает доход от продажи вторичных материалов. Это отличает компанию от большинства демонтажных организаций, которые берут деньги за снос зданий. «Получается, мы убиваем не двух, а сразу трех зайцев: освобождаем территорию от старого промышленного фонда, который находится в аварийном состоянии и не приносит прибыли, получаем востребованный вторичный материал в процессе переработки и не наносим вред окружающей среде», — говорит Антон Кирьянов.

С реализацией вторичных материалов обычно помогает местная администрация. «Когда мы приходим в новый город, мы не знаем всех особенностей региона и никогда не изображаем из себя людей, которые способны на чужой территории эти вопросы решить», — рассказывает Владимир Гамза. По его словам, в южных регионах страны достаточно много природного щебня, поэтому щебень, оставшийся после демонтажа зданий, практически никому не нужен. А вот в более северных болотистых районах дело обстоит иначе. «Там щебень нарасхват. Мы еще не начали демонтаж, а уже выстроилась очередь», — отмечает руководитель проекта.

В случае с другими проекта могут возникнуть вопросы утилизации опасных отходов или рекультивации площадок; эти задачи также решаются совместно с местными властями.

В проекте Торгово-промышленной палаты могут участвовать любые промышленные предприятия. Большая часть потенциальных клиентов приходит через региональные и муниципальные палаты.

«Мы узнали от Торгово-промышленной палаты Челябинска, что есть предприятие, которое занимается демонтажем зданий, забирает все отходы, и мы не платим за это. Нас это заинтересовало, к нам приезжали представители “АлександрГРАДЪ” и ТПП. Мы заключили договор с компанией на демонтаж старых зданий, которые уже не использовались», — рассказывает Сергей Кретов, главный специалист группы реализации инвестиционных проектов Магнитогорского метизно-калибровочного завода «ММК-Метиз».

Некоторые из заводских построек «ММК-Метиз», которые требуется снести, были возведены еще в конце 40-х годов прошлого века. Оставлять их было экономически нецелесообразно: для размещения производства эти здания уже непригодны, а без должного обслуживания они начали бы разрушаться. Освободившиеся площади «ММК-Метиз» планирует в будущем использовать под инвестиционное строительство. «Когда эти площади потребуются, нам уже не придется производить какие-либо демонтажные работы», — отмечает Сергей Кретов.

С запросами на промышленную реновацию в ТПП могут обратиться не только собственники предприятий, но и местные администрации, например, когда речь идет о заброшенных производственных площадках. Если владелец такого предприятия не находится, администрация может обратиться в суд, признать имущество выморочным и взять его под свой контроль. После этого «АлександрГРАДЪ» приступит к реновации площадки.

 

Источник: Эксперт

Следующая новость
В Хабаровске открылась общественная приемная ПАРТИИ ДЕЛА